Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Красная корова, Хукат, Магид из Дубно, Еврейская притча
Написано в Мидраше[1]: Сказал рабби Йеошуа из Сихнина от имени рабби Леви: О всякой вещи, которой Всевышний обучал Моше, Он разъяснял ему законы ее ритуальной нечистоты и очищения. Когда дошло до раздела: «Скажи коэнам…» (где речь идет о том, что им нельзя дотрагиваться до умерших), Моше спросил: «Владыка мира! Если этот станет ритуально нечистым, как очистится?» В ту минуту Всевышний ему не ответил, и Моше огорчился. Когда дошло дело до закона о красной корове, Всевышний сказал: Когда Я сказал тебе: «Скажи коэнам…», и ты спросил: «Если этот (коэн) станет ритуально нечистым, как очистится?», Я тебе не ответил. Но теперь отвечаю: вот как он очистится: «И возьмут для нечистого горстку пепла сожженной жертвы хатат»[2]. Задается вопрос: почему Всевышний не сказал Моше о способе очищения от ритуальной нечистоты, связанной с прикосновением к мертвому телу, в разделе: «Скажи коэнам…»? И почему не ответил, когда Моше сам спросил Его об этом? Разъясним это:
Притча.
Один богач обратил внимание, что его бедный сосед, несмотря на то, что ему приходится зарабатывать на жизнь переноской тяжестей, все же доволен собой и пребывает в хорошем настроении. Он поинтересовался у бедняка, как происходит, что на его щеках здоровый румянец и тело его здоровое, в то время как он, хотя и ест деликатесы, немощен и тощ. Что такого бедняк ест? Тот ответил: «Я сижу на хлебе и воде». Богач решил поступить так же, но слег. Тогда он позвал того бедняка к себе домой и потребовал объяснений. Бедняк ответил: «Утром мой дом пуст. Когда я встаю, мне нечего есть. Мне удается заработать на хлеб только к обеду, а тем временем мои жена и дети сидят голодными и без глотка воды, и просят чего-нибудь поесть. Когда к вечеру я возвращаюсь домой с буханкой хлеба, мы полны хвалы и благодарности Творцу, и мы едим этот хлеб в радости и ощущаем в нем вкус, который не ощущаешь ты, кушая мясо или другие изысканные яства. Поэтому мы выглядим здоровыми».
Смысл этой притчи в том, что заповедь о красной корове, — это закон, смысл которого нам не открыт. (Здесь игра слов. Слово таам использовано в двух его значениях: вкус и смысл. Так вкус простого хлеба для голодного, который ест его в радости, становится вкусом лучших яств. И заповедь, смысл и «вкус» которой практически скрыт от нас, может стать желанной — прим.) Несмотря на то, что Всевышний хотел, чтобы мы принимали его с радостью, сначала, когда Он сказал, что коэну нельзя становиться ритуально нечистым от нечистоты умершего, Он не разъяснил, как коэн сможет очиститься, если это все же произошло. Тогда все стали беспокоиться, можно ли будет очиститься в этом случае вообще, и жаждали поскорее узнать об этом. Им уже не так принципиально было понять смысл закона, важно было знать, что можно очиститься, и этого евреям было достаточно.
[1] Мидраш Бемидбар Раба 19:14
[2] Бемидбар 19:17
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»