Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрет спорить с отцом, порядок вызова к Торе

28. Хотя мицва прийти в синагогу среди первых десяти, и в особенности хорошо прийти первым, все равно, если у входа находится кто-то, кого нужно уважать, например, отец, дед, старший брат или тесть, или старый человек, или мудрец Торы, надо дать ему зайти первым.

29. Если в синагоге продают возможность сделать мицву, например, быть вызванным к Торе, и отец предложил какую-то сумму, некоторые разрешают сыну сделать более высокую ставку ради мицвы [и чтобы синагога получила больше денег]. Но другие считают, что это неуважительно к отцу, когда сын при всех ставит больше него.

30. Если сыну и отцу представилась возможность выполнить заповедь отослать птицу[1], тогда, по некоторым мнениям, сын должен дать отцу выполнить эту заповедь, а по другим мнениям, в отношении исполнения заповедей нет обязанности уважать отца тем, чтобы дать ему их исполнить.

31. Но те мицвы, которые относятся именно к сыну, как обрезание, выкуп первенца, вешание мезузы и делание забора вокруг крыши, сын не обязан отдавать отцу, и наоборот, наши мудрецы говорят, что большая мицва сделать самому, чем через посредника.

32. Некоторые считают, что если отца вызвали к Торе третьим, сын не должен выходить к Торе шестым, даже если его вызвали по имени, т.к. это неуважение к отцу, что сыну дали более важную алию[2]. Поэтому [если сына вызвали] пусть попросит разрешение у отца, и потом выходит. Но в местах, где все алии продают, [и сын купил шестую алию], можно об этом не беспокоиться.

33. Там, где принято считать, что открывать ковчег и выносить Тору более почетно, чем вешать на Тору корону, в таком месте сыну или ученику не следует открывать ковчег, если отцу или раввину дали мицву вешать корону, кроме как если они его простили.

34. Мицва бояться родителей включает запрет не спорить с ними, и не решать является ли их мнение правильным, говоря, например: «Мой отец в этом прав», ведь это тоже неуважительно, что сын решает прав ли отец. Но если отца нет при этом, сын может сказать тем, кто спорит с отцом: «Я согласен с папой», т.к. этим он наоборот добавляет к уважению отца. А если у сына есть аргументы в пользу мнения отца, тогда он может их высказать тем, кто спорит, даже если отец при этом присутствует. Это относится и в случае спора о Торе, и в случае спора о мирских вещах, ведь этим он прибавляет уважение к отцу.

35. Если отец рассказывает о каком-то происшествии, сын не может его поправлять, говоря: «Не так было дело, а этак», или говоря: «[Папа], ты ошибся …» Все законы запрета спорить относятся как к спору с отцом, так и к спору с матерью.

36. Сыну не следует говорить: «По закону нужно делать так-то, и мой отец тоже так считает[3]», но пусть он просто сообщит закон от имени отца.

37. Запрет спорить с отцом относится к мирским вещам, и сыну запрещено и самому спорить и поддерживать того, кто спорит с отцом. Но в законах Торы сын может высказать мнение отличное от отца или согласиться с теми мудрецами, которые спорят с его отцом, в частности, если отца при этом нет. Потому что Тора называется Торой правды, и мы ни к кому не подлизываемся за счет Торы. И все это при условии, что у сына есть убедительные аргументы, поддерживающие его мнение, и сын является большим мудрецом, который может постановлять законы, а не просто изобретает мягкости или строгости. И сын должен хорошо проверить свой аргумент прежде чем спорить с отцом. И также ученик имеет право спорить со своим раввином, если у него веские доводы в свою пользу, и это разрешение относится и в присутствии раввина, и когда его нет. И также можно спорить с авторитетами предыдущих поколений, используя скромные выражения, но не говоря самоуверенно: «Не так как он считает, а так-то». Также сын или ученик может написать ответ по алахе и спорить в нем с отцом или раввином, и при этом не обязательно не упоминать их по имени, но он может их упомянуть и спорить с ними, постольку, поскольку он делает это скромно и с уважением.

38. Если отец сефардского еврея во всем следует мнению Бен Иш Хая[4], а сын хочет следовать автору Шулхан Аруха — Раби Йосефу Каро, которому следуют большинство сефардских евреев, сын имеет право так делать, и в этом нет никакого запрета, и это даже лучше, в особенности если они живут на Святой Земле. И даже если отец просит сына следовать Бен Иш Хаю, тот не обязан подчиниться.


[1] Тора предписывает, когда человек увидел птицу над птенцами или яйцами, не забирать маму, а отпустить ее, и потом только забрать детей. Это редкая мицва и когда у человека предоставляется возможность выполнить ее, он обычно очень дорожит этим.

[2] По каббале, шестая алия считается самой важной.

[3] В смысле, этой фразой сын указывает, что он знает закон и без отца. Лучше использовать возможность сказать закон от имени отца, чтобы отцу было почетно.

[4] Мудреца Раби Йосефа Хаима из Багдада, которого часто называют по имени его знаменитой книги «Бен Иш Хай».


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?