Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Ваэра, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Когда скажет вам фараон: Дайте знамение ваше…»[1].
Написано в Мидраше[2]: Сказал рабби Пинхас а-коэн: «рассказывает в начале то, что будет в конце. “И все, что Я задумал, произойдет, и то, что Я решу — сделаю”»[3]. Всевышний, благословен Он, рассказывает в начале то, что будет в конце. (Этот Мидраш подчеркивает, что Творец руководит всем в мире, и задумывает, что должно быть, и никто не избежит Его решения. При этом заслуга человека в том, что он сделает верный выбор своего поведения. Далее Мидраш разбирает слова фараона — прим.)
Рабби Йеуда бен Шимон сказал: «Он (фараон) говорит к месту (обращаясь к Моше и Аарону — прим.): “Дайте знамение ваше…”. Мы видим это и у Ноаха: после всех чудес, которые сделал ему Всевышний, он стал просить знамение, и Всевышний сказал: “Радугу свою помещу Я на небе”. Если праведник Ноах просил знамение (чтобы Б-г укрепил свое обещание, что потопа больше не будет. — прим.), то уж, тем более, нечестивец фараон просил его».
Следует разобраться, почему мудрецы, да будет благословенна память о них, сочли нужным оправдать фараона, сказав, что он правильно просил знамения.
Притча.
У одного человека был слуга, которого он посылал к своему богатому приятелю всякий раз, когда ему требовалась ссуда, и приятель всегда давал ему деньги через этого слугу. Когда слуга женился, тот человек нанял нового слугу. Через некоторое время он послал этого нового слугу к своему богатому приятелю за ссудой. Богач отказался дать ему деньги и сказал: «Принеси мне долговое письмо от твоего хозяина, и тогда получишь деньги». Слуга вернулся домой и рассказал все хозяину. Тот был удивлен, и отправился к приятелю сам: «Что вдруг случилось?» Приятель ответил: «Знай, брат мой, что тебе я доверяю. И от твоего предыдущего слуги, в честности которого я был уверен, не требовал долгового письма. Но этого нового слугу я не знаю, а потому справедливо было с моей стороны потребовать от него доказательства, что его действительно послал ты!»
Так было и с фараоном. Мидраш[4] разъясняет, что когда Моше пришел к фараону и сказал: «Так сказал Б-г.»[5], он рассердился и сказал: «Кто Б-г. я не знаю»[6], но подождите, и я проверю в своей книге. Он вошел в свой дворец и стал искать, что написано о каждом народе и его божестве. Он нашел записи об идоле Моава, Амона, Цидона, но не нашел ничего о Б-ге Израиля. Сказал Моше: «Это похоже на коэна, у которого был глупый раб. Коэн уехал из города, а раб отправился искать его на кладбище. Сказали ему жители города: “Глупец! Что коэну делать на кладбище?” (Коэну запрещается выполнять действия, которые приводят к духовной нечистоте. Поэтому ему нельзя прикасаться к умершему еврею, находиться в одном помещении с ним, а также ему нельзя приближаться к могилам — прим.) Так и ты — называешь имена идолов, а они не живые. Но наш Б-г — Б-г Живой, и нет ему места на “кладбище идолов”. Поэтому фараон поступил правильно, попросив знамение, ведь он в ту пору еще не знал Б-га.
[1] Шмот 7:9
[2] Мидраш Шмот Раба 9:1
[3] Йешаяу 46
[4] Мидраш Шмот Раба 5
[5] Шмот 5:1
[6] Шмот 5:2
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?