Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Две притчи раби Яакова Кранца (Магида из Дубно) на тему главы Ваехи

«И призвал Яаков сыновей своих, и сказал: «Соберитесь, и я скажу вам, что случится с вами в грядущие времена»[1].

Написано в Мидраше[2]: ««Хотел раскрыть им, когда будет конечное избавление, но Шхина покинула его (и он забыл - прим.)».

Конечно, мы не можем понять, почему Всевышний решил скрыть это от всех пророков, но все же попробуем дать некоторое объяснение, как нам удалось понять из слов мудрецов[3] на сказанное: «На страже моей стоять буду...»[4] и «Доколе, Г-сподь, взывать буду...»[5]. Сказал ему (Йешаяу пророчествует ответ Б-га на слова Хавакука, которые тот еще скажет в будущем - прим.) Всевышний: «Горе тебе, ссорящийся с Создателем твоим, черепок из черепков земных.»[6] - ведь ты мудрец Торы, а не невежда. Иди напиши алеф (подразумевается, - напиши первую букву алфавита, то, с чего дети начинанают изучать азбуку - прим.) на доске, а потом говори: «Объяви нам, когда наступит конец изгнания». Эти слова мудрецов скрыты и непонятны. Вот их объяснение. 

Притча. 

Когда мы наблюдаем за людьми в радости и в беде, мы можем понять, что в любой радости примешана доля грусти и тревог, а после каждой печали приходит радость. Разъясним это. Есть определенные дни для радости, а потом она заканчивается. Чем дольше длится веселье, тем меньше человек рад этому, ведь это означает, что скоро эти дни завершатся, а на их место придут тревоги и грусть, которые во вред человеку. В дни грусти происходит обратное - чем больше грустных дней проходит, тем ближе становится их конец, и от этого человек ощущает некую толику радости. Конечно, все это верно для веселья и грусти, которые ограничены во времени. Но постоянная радость будет продолжать радовать человека и по прошествии длительного времени, так как она не пройдет и не закончится. И если человек не видит конца своей печали, чем больше времени будет проходить, тем тяжелее будет ее выносить.

В этом одна из причин, по которым Всевышний скрыл от нас время окончательного избавления из изгнания. Он желал, чтобы мы ощущали печаль изгнания в точности как в самом его начале, как сказал пророк: «И полностью закончатся дни твоей скорби»[7]. Горе и печаль изгнания необходимы для исправления наших грехов.

Теперь станут понятными слова Ялкут Шимони о том, что Всевышний сказал пророку Хавакуку: «Иди напиши алеф на доске, а потом говори: “Объяви нам, когда наступит конец”». Всевышний открыл ему причину скрытия времени окончания изгнания.

Притча. 

Когда пишут букву в свитке Торы, то, по закону, оставляют вокруг пустое место (т.е. буква не должна касаться других букв или доходить до края пергамента - прим.). Но если места не осталось, то невозможно понять, вся ли буква написана полностью, или из-за того, что место кончилось, ее укоротили. Получается, что хотя оставление пустого места вокруг буквы не является частью закона о написании формы буквы, это относится к закону о правильном написании Торы, о том, что каждая буква должна быть написана ясно, так, чтобы сразу было видно, что она написана полностью.

Так происходит и с печалью в изгнании - необходимо, чтобы она длилась долго и не уменьшалась. А если бы время изгнания было ограничено, то и печаль уменьшилась бы. А ведь часть изгнания, - это ощущение его горечи.

(Как свободное место (пробелы) вокруг буквы (это то, что Всевышний сказал, - напиши алеф - пусть законы написания свитка Торы помогут тебе, Хавакук, понять причину скрытия времени конечного избавления), дополняет саму букву, так неизвестность продолжительности изгнания дополняет его горечь - прим.)


[1] Берешит 50:6

[2] Мидраш Берешит Раба 48:2

[3] Ялкут Шимони (пункт 562)

[4] Хавакук 2:1

[5] Хавакук 1:2

[6] Йешаяу 45:9

[7] Йешаяу 60:20

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?