Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На тему главы Хаей Сара. Притча про два вида служащих

«И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил хиттийцам»[1].

Написано в Мидраш[2]: «Гонится за богатством завистливый человек, и не знает, что это приведет его к убытку». «Гонится за богатством завистливый человек» — это Эфрон (который позавидовал богатству Авраама — прим.). «И не знает, что это приведет его к убытку» — ведь Тора убрала из его имени букву вав (В начале сказано: «И понял Авраам Эфрона»здесь Эфрон написан с буквой вав, а потом: «И отвесил Авраам Эфрону серебро, о котором говорил». После того, как Эфрон получил у Авраама деньги, его имя написано без буквы вав — прим.).

Следует обратить внимание: какой убыток эта недостающая буква делает Эфрону, и почувствовал ли он его вообще. Чтобы понять это, следует отметить, что в Торе несколько раз упоминается имя Бецалель бен Ури, который был ответственным за постройку Мишкана (переносного Храма в пустыне — прим.) Стих Торы подчеркивает это имя: «Смотри, назвал Я имя Бецалеля сына Ури, сына Хура из колена Йеуда»[3]. Дело в том, что Бецалель удостоился быть ответственным за святую работу — изготовление Мишкана и всех его предметов, в этом Мишкане пребывала Шхина, и назывался он домом Б-га. Поэтому каждый раз, когда Всевышний вспоминал Мишкан, то вспоминали добром и его тоже. И про Хирама, царя Цора, наши мудрецы сказали, что он сделал себе зло, провозгласив себя богом. Если бы он этого не сделал, то жил бы намного дольше, и это только за то, что помог царю Шломо в строительстве Храма. И хотя Хирам и так удостоился очень продолжительной жизни, послав древесину, необходимую для постройки, как об этом рассказывается в книге Мелахим, за это ему полагалось постоянное упоминание в Храме, как участника его строительства. Таким же образом, Эфрон также должен был быть достоин постоянного доброго упоминания, ведь в его наделе похоронены наши праотцы, да покоятся с миром, память о которых не сотрется среди их потомков. И благодаря этому сам Эфрон тоже всегда упоминался бы добром навечно. Но и он нанес себе вред своей жадностью и потерял свою заслугу, так как продал этот надел Аврааму навечно, как сказано: «И было поле и пещера Аврааму…». И Эфрон, захотев денег, лишил свою душу великого вечного добра. Но ведь Хирам тоже получил от царя Шломо множество царских подарков, и тем не менее заслуживал вечного упоминания, если бы не провозгласил себя богом. Почему же Эфрон не должен был заслужить вечной награды? Это можно объяснить следующей притчей, а также высказыванием мудрецов: «Не будьте, как рабы, которые служат господину ради награды, а будьте, как рабы, которые служат господину не ради награды»[4].

Притча.

Один важный вельможа остановился ночевать у одного человека. Хозяин дома освободил место для всех его вещей, слуг, кареты и лошадей, приготовил для него любимую им еду, и гость был очень доволен. Утром, он поинтересовался у хозяина, сколько ему причитается. Хозяин назвал сумму, вельможа заплатил и продолжил путь. Он больше не вспоминал о том человеке, который его принимал (хоть он и принял его очень радушно, но ему было заплачено за все его старания, и вельможа больше не считал себя обязанным этому человеку). Через некоторое время, вельможа остановился у другого человека, который также очень радушно его принял, но не хотел брать за это плату, так как считал почетом, что вельможа остановился в его доме. Это было дороже ему любой оплаты. Перед отъездом, вельможа позвал хозяина дома и спросил, сколько он должен заплатить. Хозяин ответил: «Господин мой! Вы несказанно порадовали меня тем, что остановились в моем доме, и удостоили меня прислуживать вам! Как же я буду просить за это плату!» Когда вельможа услышал эти слова, в его сердце появилась любовь к этому человеку, и он стал уговаривать его принять подарки, которые своей стоимостью превосходили полагающуюся ему плату. С того дня вельможа постоянно помнил о том человеке, и регулярно посылал ему подарки.

Смысл этой притчи в том, что она рассказывает нам про два вида служащих. Одни трудятся, чтобы получить оплату. И хотя их служение приятно Всевышнему, все, что у них будет, это вознаграждение за их работу. Но преданный слуга, который счастлив служить Всевышнему, и считает великой честью, что Он избрал его для служения, не смотрит на награду. И его ждет вечное благо. И таким служащим был Хирам, царь Цора, который заслуживал вечного блага, но потерял его, провозгласив себя богом. Хотя царь Шломо послал ему многочисленные дары, Хирам послал древесину для Храма не ради награды, а из желания поучаствовать в строительстве Храма Б-гу. Но Эфрон с самого начала хотел получить за свое поле деньги, и этим он лишил себя вечного блага. И теперь особенно понятны слова Мидраша: «Гонится за богатством завистливый человек, и не знает, что это приведет его к убытку». То есть, из-за жажды наживы Эфрон поспешил немедленно получить свое вознаграждение, и не понял, что этим он наносит себе великий урон, ведь он лишил себя вечного блага от Б-га. И мудрецы разъясняют, что в качестве порицания в Торе из его имени убрана буква вав.


[1] Берешит 23:16

[2] Мидраш Берешит Раба 58:7

[3] Шмот 31:2

[4] Авот 1, мишна 2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?