Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча на тему последней недельной главы в Торе, которая завершает ежегодный цикл чтения глав

«Вот земля, о которой поклялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: “Потомству твоему дам Я ее. И тебе дал Я увидеть ее своими глазами, но туда ты не перейдешь”»[1].

Мы уже писали об этом выше, в комментарии к недельной главе Масэй, и в книге «Коль Яаков» в комментарии к стиху: «Насытил Он меня горечью, напоил меня полынью»[2]. Теперь же добавим еще одно разъяснение. Слова: «Потомству твоему дам Я ее» указывают на то, что Всевышний исполнил просьбу нашего учителя Моше, да покоится с миром, чтобы Он сам привел народ Израиля в обещанную ему землю, а не посланный Им ангел. Всевышний сказал: «Я пойду, и будешь ты успокоен»[3]. А Моше просил: «Если сам Ты не пойдешь с нами, то не выводи нас отсюда! Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами, будем выделены мы — я и народ Твой — из всех народов земли»[4].

Притча.

Два человека дерутся. Появился третий, и стал помогать одному из них. Как можно узнать, помогает он из любви к одному, или из ненависти к другому? Если он не пытается ударить противника, а защищает другого, и еще протягивает ему свой посох для защиты, значит, он делает это из любви к нему. Но если он ввязывается в драку и пытается избить противника, то это доказывает, что он ненавидит этого противника. В чем же разница между помогающим из любви или из ненависти? Тот, кто помогает из любви, поможет любимому в любой ситуации, неважно, с кем он враждует. Но тот, кто делает это из ненависти к его противнику, не придет ему на помощь, когда он будет воевать с кем-то другим.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний сказал Моше: «лик Мой пойдет…» (В этом контексте Раши разъясняет[5], что здесь лик Творца означает гнев, который был направлен на евреев после греха с золотым тельцом. Только молитва Моше отвратила немедленное уничтожение. Этот гнев Б-г направил на грешные народы земли Кнаан. Моше просит Творца, чтобы Шхина Его осталась среди еврейского народа[6]. — прим.), но имел в виду, что пойдет Его гнев и ярость на те народы, которые в то время жили в земле Израиля. И про них Б-г сказал Моше ранее: «И пошлю перед тобою ангела, и изгонит кнаанеев…»[7]. «…и будешь ты успокоен» — только ты будешь желанным Мне. На это наш учитель Моше, да покоится с миром, отвечает: «Если лик Твой не пойдет с нами.» — если не отведешь гнев Твой от нас, — «то не выводи нас отсюда!» Но если ты только отведешь Твой гнев от нас, и изольешь его на те народы, этого недостаточно. Ведь мы не можем знать, сделаешь Ты это из любви к нам, или из-за их злодеяний. А в последнем случае, если на нас нападет народ, на который Ты не гневаешься, то не станешь помогать нам! «Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами…»? Вот тогда я буду знать, что «будем выделены мы — я и народ твой — из всех народов земли». Мы сможем одолеть и те народы, к которым Ты не питаешь ненависти, так как из любви к нам, Ты нам поможешь.


[1] Дварим 34:4

[2] Эйха 3:15

[3] Шмот 33:14

[4] Шмот 33:15-16

[5] Мегила 24б

[6] См. также Мусаф Раши, Шмот 33:14

[7] Шмот 33:2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?