Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если нет страданий без суда, то становится Как понять книгу Иова? Есть ли страдания без суда и страдания без греха?

Книга Иова — о чем она? Позиция Рамбама

Если нет страданий без суда, то становится трудно понять суть тезиса книги Иова относительно страданий.

Отвечая на этот вопрос, Рамбам дает определение: «Главный сюжет, относительно которого расходятся воззрения персонажей книги — то, что самый большой и болезненный удар пришелся по человеку, наиболее честному и праведному из всех» (там, гл. 23).

Согласно мнению Рамбама, вся идея книги Иова состоит в том, чтобы обсуждать этот вопрос: как понять страдания человека, который видится не согрешившим вовсе.

«И представляется из слов учителя, благословенна память его, что у него вовсе не вызвал затруднения вопрос о злодее, которому хорошо, ибо это происходит из качества благости Святого, благословенно Имя Его. Но основное сомнение состоит в вопросе праведника, которому плохо; и вот здесь он объяснил, что само по себе существование мира заключено в “мир построен в благодеянии”, а те несчастья, которые происходят в мире, имеют источником самих людей, и праведник погибает по приговору, ибо смерть посылается за грех, а страдания за преступления. И это истина, учитывая то, что мы написали и на что дали намек выше, и блажен тот, кому известен истинный суд и праведный Судия» (Рамбан, Шаар а-гмуль).

По мнению Рамбама, также и страдания Иова пришли в результате справедливого суда, хотя на первый взгляд может показаться, что Иов ни в чем не согрешил.

Позиция Рамбана

«Есть среди учителей наших те, кто считает (таково мнение рабби Меира в барайте, которую мы привели выше), что хотя принципы эти действительно таковы, как мы их находим, и некоторые люди подпадают под их осуждение, но все же есть совершенные праведники, испытывающие страдания не в результате действия этих принципов, и есть совершенные злодеи, пребывающие спокойно и тихо в мире, и именно к этой категории относятся увещевания Иова, которого постигли страдания совершенно не за совершенный грех, как он думал, и как сказано о нем устами Сатана, который вообще не говорил о каком-либо его грехе, но лишь “разве безвозмездно боится Иов Бога? …”, и если скажем мы, что нашли какую-то вину Иова, или станем искать какой-то подвох в его делах, все равно вопрос Иова касается праведного, совершенного со всех сторон, которого постигли страдания, и он умер в них и имя его стерлось без всякой вины с его стороны, каким образом возможно такое в стезе Господа, и на такие слова нет ответа по мнению людей, но только с позиции Всеведущего Бога, благословен Он.

Так сказали про рабби Акиву (Бавли, Менахот 29б), что Всевышний показал его Моше Рабейну в пророческом видении, и Моше сказал: “Владыка мира! Ты показал мне Тору его, покажи же мне награду его. Увидел, что плоть его режут как в лавке мясника. Сказал: Владыка мира! Такова Тора и такова награда за нее?! Ответил ему Бог: молчи, ибо таков был замысел Мой”. В этом рассказе хотели мудрецы подчеркнуть, что смерть рабби Акивы в этих страданиях предназначена вовсе не для того, чтобы очистить его от немногих прегрешений, ибо он был праведником во все дни его, но что здесь есть тайна, и таков был замысел Господина замыслов, благословен Он, таково было Его желание и Его воля» — Шаар а-гмуль.

И так же относительно злодея, которому хорошо, объясняет Рамбан: «Ибо те злодеи, отвергающие Бога, говорящие: не Он это, не заслуживают благого воздаяния никогда вообще, ибо не сделали они ничего доброго с позиции Бога» (предисловие к книге Иова).

По мнению Рамбана, вопрос относительно праведника, которому плохо, продолжает быть актуальным и для того, кто полагает, что есть страдания без греха (и так было с рабби Акивой), ибо разве праведник не может получить свой стол в обоих мирах? И Иов, ведь он был «праведником, совершенным со всех сторон», и здесь мы видим расхождение с позицией Рамбама.

То же касается и вопроса о злодее, которому хорошо — речь идет о том, кто отрицает Самого Творца, — такому не полагается никакой награды даже за благое дело, здесь тоже несовпадение с позицией Рамбама.

Обязанность изучать эти вопросы

С целью прояснить ответы на эти претензии и была написана книга Иова. Мы займемся этими темами в особой главе, где объясним аргументы Иова и ответы его друзей.

Но даже после всех ответов нет человека, который может досконально знать пути Творца, и следует лишь иметь твердую веру в справедливость Его суда и истинность праведности Благословенного.

«И если спросишь ты нас: ведь коли есть тайна в этом суде и нам следует верить в правдивость истинного Судии, благословен Он и превознесен, зачем же ты утруждаешь нас и указываешь нам изучать ответы, которые мы истолковали, и тайны, на которые намекнули, и недостаточно нам упования, о котором говорим мы в итоге, что нет перед Ним ни неправды, ни забвения, но что все дела Его справедливы!?» — эту претензию озвучивает Рамбан, указывая на ее ошибочность с нескольких сторон:

«Такова претензия глупцов, презирающих мудрость, ибо велика польза нам от изучения, о котором мы говорили, ибо мы умудряемся и познаем Бога из путей Его и деяний». Это первая причина: обязанность человека состоит в том, чтобы учиться и познавать пути управления Творца Своим творением. И как мы объяснили, говоря о первой из основ веры, в этом состоит цель обнаружения Себя Творцом Его творениям, чтобы они познавали волю Его из Его раскрытия в творении, таковы Его праведные и прямые пути управления. И в этом цель сотворения человека: «Разуметь и познавать Меня».

«И еще, чтобы мы делались верующими и уповающими в вере нашей в открытое и в тайное более прочих, ибо мы выучим тайное из явного, познаем праведность суда и справедливость закона, и в этом обязанность всякого сотворенного, который служит из любви и трепета, исследовать в своей мысли справедливость закона и праведность суда, насколько ему это возможно, и таковы пути мудрецов, которые мы разъяснили, чтобы мысль его успокоилась в этой теме и предстала ему истинность суда Творца в том, что постигает его, и познает он праведный суд в том, что скрыто от него». Таковавторая причина: через познание того, что доступно познать о путях Господа, удостоится человек совершенной веры и совершенного упования на праведное руководство Всевышнего, и выучит тайное из явного даже в тех вопросах, которые нет у него возможности постичь, поймет справедливость суда Творца. И все это через постижение и ясное понимание принципа необычайной благости Его и прямоты Его верного управления.

«И тем более, что слова о тайне, про которую мы упомянули, не оставят у человека никакого затруднения, и не найдет он достаточного ответа ни в коем случае, и если захочет положить конец своей мысли в этом, то имеет право, ибо это ответы, достаточные для всего управления творениями». Такова третья причина: знание тайны, открывшейся через Элиу, представляет собой ответ на вопрос о праведнике, которому плохо, и о злодее, которому хорошо, как будет разъяснено в дальнейшем.

«И про все это сказал Элиу: “Обращу взор свой вдаль и Создателю своему воздам праведность”, т.е. что обратит мысль свою к пределам возможности постижения, чтобы дать объяснение и оправдание божественного суда, и после всего этого воздаст праведность своему Создателю, благословен Он. Ибо тот смысл, который он обнаружит в своем постижении, послужит доказательством всего далекого и тайного, ибо праведен Бог и честны дела Его» — Рамбан, Шаар а-гмуль.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?