Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Почему на посылаются испытания и какова их цель?

Тема испытаний является ключевой для понимания индивидуального надзора. Наши величайшие мудрецы говорили об испытаниях и сопровождающих их страданиях, мы приведем их слова и постараемся разобраться в них, насколько сможем.

(…)

Испытания со стороны испытуемого

Так пишет Рамбам: «Не следует думать, что Всемогущий Бог желает проверить человека и испытать его, дабы узнать то, чего не знал о нем ранее — нет места для такой мысли, достойной воображения глупцов, лишенных всякой здравой мысли, и твердо знай это» (Морэ Невухим 3:24).

И поясняет Рамбан: «Идея испытания, как видится мне, проистекает из того, что действие человека находится полностью в его власти, если возжелает — сделает, а не возжелает — не сделает, и поэтому “испытание” так называется только с точки зрения испытуемого. Однако, Тот, Кто испытывает, т.е. Всевышний, просто приказывает превратить то, что было в потенциале, в действительную реальность, чтобы была у человека награда за хорошее дело, а не только за хорошее сердце» (Брешит 22:1).

Власть предоставлена испытуемому, но все изначально открыто Испытывающему.

Трудность в идее испытания

Рамбам определяет, что испытания относятся к тяжелым для понимания мест в Торе: «Также и идея испытаний вызывает множество сомнений, и является самой сомнительной в Торе, и Тора говорит о них в шести местах, как я поясню тебе в этой главе» (там же).

Рамбам говорит о позиции, считающей, что страдания, которые получает человек в процессе испытания, казалось бы, без всякого греха с его стороны, имеют целью увеличить его награду в мире грядущем: «И, однако, то, что распространено у людей об идее испытаний — что Бог поражает казнями и страданиями человека, без того, чтобы последний как-то согрешил, чтобы приумножить его награду — такого в Торе в открытом виде нет, и нет, собственно, ничего, что указывало бы на такую идею, кроме одного места из шести, и я затем проясню тебе, о чем там говорится.

Однако, главные слова Торы, опровергающие такое представление — это то, что сказал Бог: “Бог верный и нет в Нем беззакония”. И все мудрецы также не соглашаются с таким представлением толпы — ибо сказали: “Нет смерти без греха, и нет страданий без преступления”. И такого представления следует крепко придерживаться любому человеку Торы, в котором есть разум, а не приписывать Богу несправедливость (да не будет такого!), полагая про какого-нибудь Реувена чистым от всякого греха и совершенного, получившего то, что выпало на его долю, безвинно» (там же). В продолжении наших слов мы еще проясним мнение Рамбама.

Также и Рамбан следовал его пути, и вот какие границы и определения он дает испытаниям: «Сказано: “И Бог испытывал Авраама…” — идея испытания, как я ее понимаю, в том, что так как человеское действие полностью находится во власти человека, если захочет — совершит его, а не захочет — не совершит, то называется оно “испытанием” с позиции испытуемого, но Испытывающий, благословен Он, повелевает реализовать то, что находится в потенциале, чтобы дать человеку награду за благое деяние, а не только награду за благие помыслы, и знай, что “Господь проверяет праведника” (Теилим 11:5), и хотя Он знает про праведника, что тот исполнит Его волю, но желая выявить его праведность, подвергает его испытаниям, и не проверяет злодеев, которые не проявят послушания, и вот выходит, что все испытания в Торе — во благо испытуемого» (Брешит 22:1). Видим, что и Рамбан отвергает ту же позицию, что отверг Рамбам.

И к такому же прочному выводу Рамбан приходит в своей книге «Шаар а-гмуль»: «Но в том, что касается настоящих страданий, мы знаем, что нет у них никакой иной цели, кроме искупления». В дальнейшем мы разъясним его позицию, касательно причин страданий, сопровождающих испытания.

Трудность в словах ришоним

На первый взгляд, эти слова представляются странными, ведь, как известно, в этом заключается вся задача человека и его предназначение в этом мире: выстоять испытания, сопровождаемые страданиями, — каждый, какие ему выпали. И как сказали мудрецы наши: «Счастлив человек, стойко переносящий свои испытания, ибо нет творения, которое бы Бог не подвергал испытаниям: богатого испытывает, раскроет ли руку свою беднякам, а бедного — сможет ли вынести страдания…» (Шмот Раба 31:3)

И определяет это Рамхаль: «Получается, что основной смысл существования человека в этом мире состоит лишь в том, чтобы исполнять заповеди, служить и выстаивать испытания» (Месилат Йешарим гл. 1).

И как мы уже прояснили, говоря о надзоре суда и единства, каждая из душ спустилась в этот мир со своей личной долей испытаний, с которой ей надлежит справляться. И только посредством этого она удостаивается благого воздаяния в будущем мире. Если так, то по-простому вся идея испытаний есть то, что установлено для каждого человека с целью дать ему награду за них.

И невозможно объяснить, что все это касается только испытаний страданиями, про которые можно спросить, за что они коснулись человека, ведь Рамбам говорит в той главе об испытании чудесами лжепророка, и об испытании, связанном с Синайским Откровением — оба испытания твердости веры, а не переносимости страданий. Также и Рамбан в своем комментарии говорит об испытании царя Хизкиягу, в котором вообще не было никаких страданий.

Тема страданий без греха является отдельным разговором, связанным с темой испытаний, сопровождаемых страданиями.

Если так, то как мы можем понять слова Рамбана, что испытание касается только праведника, чтобы дать ему награду?

И еще трудно понять, ведь сам Рамбан (в комментарии на Шмот 20:17), говоря о стихе: «Ибо с целью испытать вас явился Бог», определяет испытание следующим образом: «И так, любое испытание означает проверку, как сказали мудрецы: “Счастлив человек, стойко переносящий свои испытания, ибо нет творения, которое бы Бог не подвергал испытаниям: богатого испытывает, раскроет ли руку свою беднякам, а бедного — сможет ли вынести страдания…” (Шмот Раба 31:3)»

Если так, то испытания являются уделом всех людей, и в чем тогда особенная трудность, которую обсуждают эти ришоним?

Еще надо понять, вот Мишна говорит о десяти испытаниях, которым был подвергнут наш праотец Авраам, и как следует к ним относиться, разве они не относятся к уделу Авраама, выстоять в них и достигнуть совершенства через них, и так приобрести свою долю в будущем мире?

И главное следует понять, почему Рамбам говорит толькоо тех шести местах, где упомянуты испытания в Торе, ведь следовало объяснить общую идею испытаний?

Именно в ответе на этот вопрос кроется ключ к прояснению всей темы. Начнем со слов Рамбама.

Объяснение слов Рамбама

Вот, эти слова Рамбама можно объяснить, что, разумеется, испытания являются уделом всех людей, и причины их мы объяснили выше, говоря о надзоре суда, и это вещи простые.

Однако, такое объяснение само по себе пробуждает вопрос: почему в письменной Торе указаны в качестве испытаний только эти шесть? Но очевидно, что эти места являются испытаниями не обычными, и их пришел Рамбам объяснить.

«Знай, что всякое испытание, упомянутое в Торе, не имеет никакой иной цели, кроме той, чтобы научить людей тому, что им надлежит делать и во что им надлежит верить. И получается, что испытание сделать какое-то действие, имеет целью не само это действие, но образец, на котором будут учиться и которому будут следовать». (Морэ Невухим — там).

Таким образом, мы имеем принципиальную разницу: все другие испытания имеют целью само действие, само испытание, т.е. то, как человек поведет себя в нем. Но те шесть испытаний имеют целью другое, нежели само действие, и поэтому Тора говорила о них особо, дабы научить людей тому, что должно быть выучено из них, ибо в этом их назначение.

Объяснение испытаний, написанных в Торе

И объясняет там Рамбам те полезные вещи, которые мы учим из всех тех испытаний:

Испытание чудесами лжепророка (Дварим 13:4): «Чтобы знать, любите ли вы Господа», т.е. целью его является распространить в мире вашу стойкость в вере, что вы не поддаетесь обману чудесами лжепророка, и это укрепит каждого, исповедующего истинную веру.

Испытание маном (Дварим 8:2): «Чтобы истязать тебя и испытать» — чтобы распространить в мире, что Всевышний заботится о тех, кто прильнул к Нему, даже в тех местах, в которых нет (естественным образом) источника пропитания. И эта идея содержится во втором месте, где упомянуто испытание маном, чтобы укрепился исповедующий эту веру, что каждый, прильнувший к Творцу, получает пропитание от Него в любом месте.

Третье место, в котором говорится об испытании маном, на первый взгляд показывает, что цель испытание — благовоздаяние в будущем (Дварим 8:16): «Кормящий тебя в пустыне маном, которого не знали отцы твои, чтобы истязать тебя и испытывать, чтобы дать тебе благо в последствии». И здесь также объясняет Рамбам, что не это имеется в виду в стихе. Но подразумевается либо то, что сказано в двух предыдущих стихах, говорящих о мане, либо что целью этого истязания является формирования привычки справляться с лишениями и трудностями, укрепить в их сердце черту храбрости и решительности (которая приобретается через ограничение удовольствий и приумножение испытаний), чтобы они смогли набраться храбрости в своем сердце, когда будут воевать с народами, входя в страну Израиля.

Испытание, написанное про Откровение на горе Синай (Шмот 20:17): «Ибо для того, чтобы испытать тебя, явился Бог» имеет целью укрепить их веру, чтобы не дрогнули их ноги в последующих испытаниях, как лжепророки, например, или как Рамбам объясняет в своем послании: «То есть, то, что открылось им в этом событии, было для того, чтобы смогли они выстоять в любом испытании, которое коснется их в конце дней, чтобы сердце их не отошло в сторону и они бы не согрешили».

Целью же испытания в жертвоприношении Ицхака являются две вещи: первая — сообщить предел любви к Богу и предел трепета перед Ним, которого способен достичь человек в своем служении Творцу. И вторая — сообщить силу веры пророка в то пророчество, которое ему открывается, и что он готов без колебания заколоть своего сына в жертву, как ему было повелено.

Объяснение слов Рамбана

«Знай, что “Господь испытывает праведника” (Теилим 11:5), зная, что праведник исполнит Его волю, и желая выявить его праведность, повелевает ему выдержать испытание, злодеев же не проверяет, ибо они не станут слушать. Итак, все испытания в Торе — во благо испытуемого» (там).

Разумеется, Рамбан следует пути Рамбама, что вот эти испытания, записанные в Торе, отличаются от других испытаний, которые касаются всех людей. Но относительно цели этих испытаний, Рамбан говорит нечто другое, а именно, что главная их цель — благовоздаяние испытуемому.

И на первый взгляд, это не так понятно, ведь это то самое воззрение, которое отвергли наши учителя, как мы сказали выше!

Чтобы объяснить все это, нужно приобщить слова Рамбана в «Шаар а-гмуль», там он пространно изъясняет свое мнение, что нет страданий без греха: «И если спросишь и скажешь, что ведь мы ясно видим в Торе, что есть страдания, ниспосылаемые как испытания, как например: “И Бог испытывал Авраама”, а также “Чтобы истязать тебя и испытывать, знать, что в сердце твоем, будешь ли соблюдать заповеди Его или нет”? Ответ на этот вопрос: да, это так, и таково правило, что Всевышний ниспосылает испытания, однако, не каждого, но испытывает Он любящих Его, как сказано: “Господь проверяет праведного” (Теилим 11), так учили мудрецы наши в Брешит Раба (гл. 55): как горшечник проверяет свой гончарный круг, он смотрит не на бракованные сосуды, которые ударишь разочек — и они уже ломаются, а чем проверяет? Хорошими сосудами, по которым даже если стучит несколько раз, они не ломаются, так и Всевышний не злодеев испытывает, которые не могут выстоять, а кого же Он испытывает? Праведников, как сказано: “Господь праведного проверяет” и написано: “И Бог испытывал Авраама”».

И здесь объясняет Рамбан суть этого испытания: «В чем же состоит это испытание? В том, что выпадет ему, в его служении Всевышнему и исполнению заповедей, труд и беспокойство! Ибо есть люди, которые исполняют заповеди и совершают добрые дела, имея богатую руку, пребывая в покое и достатке, но, оказавшись в стесненных обстоятельствах, или когда служение Богу сопряжено с большим трудом и напряжением, перестают их исполнять, поэтому Бог ставит боящихся Его в несколько трудные ситуации испытаний, дабы приняли на себя заповеди и делали их даже, когда тяжело, чтобы награда их за эти заповеди была увеличена многократно» (там).

Чтобы прояснить слова Рамбана, следует поговорить детально.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?