Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца сбылись.

«И послал Яаков впереди себя вестников к брату своему Эйсаву: у Лавана жил я и задержался доныне, и стали у меня быки, и ослы. и вот посылаю я сообщить господину моему, чтобы найти милость в глазах твоих»[1].

Многие комментаторы обратили внимание на фразу, включенную в послание Эйсаву: «У Лавана жил я», и разъясняли, для чего Яаков это сделал. И дальше он говорит: «И стали (eauhu) быки.». Эта фраза вообще непонятна. В Торе подобным образом говорится только о чем-то новом, что появилось в мире, как например, «И стал (eauhu) свет»[2], или о каком-то новом событии. Но о новом приобретении так не говорится, и Яакову следовало бы сказать: «И у меня есть быки…». Мне кажется, что для понимания этого следует сначала задать важный вопрос: почему Яаков думал, что обретет милость в глазах Эйсава, рассказав ему о своем большом богатстве?! Ведь это, наоборот, должно было привести к зависти со стороны Эйсава, ведь это богатство доказывало, что благословения Ицхака, которые Яаков забрал у Эйсава, выполняются. Следует вспомнить то, что уже говорилось ранее о двух видах провидения Б-га в мире: естественный путь и чудесный. Мы уже доказывали, что когда Яаков был вынужден бежать от Эйсава в другую страну, Ицхак дал ему благословение Авраама, то есть, благословил его, чтобы Б-г вел его путем, которым вел Авраама до его благословения — чудесным путем. И теперь можно понять при помощи притчи.

Притча.

Если бедный человек отправится за заработком в другую страну, и за несколько лет ему удастся заработать и скопить большое богатство, то мы скажем, что он нажил его естественным путем. Но если он вернется домой богатым за короткое время, то мы будем считать, что Всевышний сделал ему чудо — ему подвернулась драгоценная находка, и т.д. А еще может произойти так, что человек уехал, несколько лет пытался заработать денег, но у него ничего не получилось. Он уже собрался вернуться домой ни с чем, но вдруг в последний момент Всевышний послал ему огромное богатство. Когда этот человек вернется домой, люди, не зная обстоятельств, решат, что он разбогател естественным путем — трудился или торговал и скопил за эти годы большую сумму. Этот человек обязан рассказать людям, что произошло на самом деле, и как он в действительности разбогател, чтобы люди не захотели последовать его примеру и ехать в дальние страны, думая, что обязательно разбогатеют, а знали, что этого может не случиться, и чтобы не надеялись на чудо.

Смысл этой притчи в том, что Яаков задержался у Лавана очень долгое время, и возвращался домой с огромным стадом крупного и мелкого скота. Он не хотел, чтобы Эйсав увидев это, стал завидовать тому, что благословения отца («…от росы небесной…»181) сбылись с Яаковом. Ведь на самом деле богатство Яакова пришло к нему чудесным образом, как мы уже объясняли выше, и Яакову было важно уведомить Эйсава, что все, что он приобрел, не было приобретено естественным образом, благодаря благословению Ицхака, а только чудом. Ведь все время, пока он жил в доме Лавана, он ничего не заработал, и не было бы у него ничего «…если бы не Б-г Авраама… то сейчас отправился бы я пустым…»[3][4]. Значит, все богатство Яаков приобрел чудом, а потому у Эйсава нет повода его ненавидеть из-за полученных благословений. И это и говорит Яаков: «Так скажите господину моему Эйсаву, так сказал раб твой… с Лаваном жил я, и задержался до сих пор»[5] — задержался зря. Но: «…и стали у меня быки и ослы» — а только теперь я чудесным образом разбогател. Как мы уже писали выше: «…мучение мое… и рассудил вчера». Все мое богатство не от благословений, а благодаря чуду, поэтому: «…и послал я сказать моему господину, чтобы найти милость в твоих глазах»[6].


 

[1] Берешит 32:4-6

[2] Берешит 1:3

[3] Берешит 27:28

[4] Берешит 31:42

[5] Берешит 32:5

[6] Берешит 32:6

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?