Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о благословении и Шабате

«И стал Ноах земледельцем, и посадил виноградник»[1].

Написано в Мидраше[2]: Он стал будничным (в тексте сказано дословно «человек земли», а раньше про Ноаха сказано «человек праведник»). Разве плохо трудиться, обрабатывать землю? Но Ноах сделал это своим основным занятием, и это сделало его будничным. Для чего он «И посадил виноградник»? Разве не лучше было ему посадить что-то, что способствовало бы восстановлению мира после Потопа? Сказал рабби Хия бар Аба: «В тот же день, когда (Ноах) посадил виноградник, пил вино, и в тот же день опозорился». И приведем здесь сказанное мудрецами в Мидраше Берешит, о стихе: «И благословил Б-г седьмой день»[3] — «Благословение Б-га обогатит, и нет с ним печали»[4]. «Благословение Б-га обогатит» — это шабат. «И нет с ним печали» — это скорбь.

И сейчас приведем разъяснение.

Притча.

Один человек встретил по дороге праведника, о котором знал, что все, кого он благословляет, действительно преуспевают. Он попросил: «Рабби, благословите меня!» Праведник ответил: «Да будет угодно Б-гу, чтобы первое дело, за которое ты возьмешься, придя домой, было удачным и благословенным!» Тот человек решил: «Пойду домой, возьму свой узелок с деньгами, пересчитаю их, и станут они благословенными, как обещал рабби». Он вернулся домой и велел жене: «Принеси мне быстренько узелок с деньгами!» Жена не поняла, зачем ему это нужно, и решила, что он не в себе, а потому не дала ему деньги. Он отругал ее, она стала его проклинать, и завязалась жуткая ссора, в которой они действительно очень преуспели, так как это и было первым делом, которое сделал тот человек, придя домой.

Смысл этой притчи в том, что все благословение и удача будних дней недели приходит от благословения шабата. Шабат является источником всех благословений, как разъясняется в книге Зоар: «Все благословения наверху и внизу зависят от седьмого дня. В заслугу шабата благословится стол (человека) все (последующие) 6 дней» и т.д. Во всем, что человек делает в шабат, есть благословение, и оно распространяется и на будние дни. Поэтому про шабат сказано: «Желанным из дней Ты назвал его» — все дни желают шабата, ведь от него они получают благословение. И это то, что имеется в виду в словах: «И благословил Б-г седьмой день…». Б-г дал шабату источник благословения, и от него благословение получают все остальные дни недели. Поэтому евреи должны проводить день шабата во имя Небес и с трепетом перед Творцом, а также уважить его особой едой и напитками. Этим мы распространим благословение и на будние дни. И это и сказали наши мудрецы, да будет благословенна память о них: «“Благословение Б-га обогатит” — это шабат», ведь шабат источник благословения на все деяния человека. И поэтому человек должен остерегаться, чтобы в шабат не испытывать никакой грусти (скорби), чтобы не притянуть это состояние на все дни недели. И этим объясняется посаженный Ноахом виноградник. После Потопа в мире усилилась мера милосердия (рахамим) и милости (хесед) Всевышнего, чтобы заново отстроить мир и заселить его, как сказано: «И не стану Я больше проклинать землю»[5]. Поэтому полагалось, что первое, что сделает человек для восстановления мира, будет особенно благословенно и особенно преуспеет. Но Ноах не подумал об этом. Он сначала посадил виноградник, и именно в него спустилось это особое благословение, как сказано: «В тот же день, когда (Ноах) посадил виноградник, пил вино, и в тот же день опозорился». И именно это имеется ввиду в Мидраше: «И стал Ноах земледельцем, и посадил виноградник» — он стал будничным. Именно потому, что первым делом он посадил виноградник, он осквернил то особое благословение первому деянию человека после Потопа. И об этом сказано: «Почему

“И посадил виноградник”? Разве не лучше было ему посадить что — то, что способствовало бы восстановлению мира?» (то есть, Ноах был человеком, который удостоился того, что первое его деяние должно было внести благословение Творца во все последующие деяния по отстройке мира после Потопа. Но он совершил ошибку — стал будничным и благословение не пришло через него на землю — прим.).


[1] Берешит 9:20

[2] Мидраш Берешит Раба 36:3

[3] Берешит 2:2

[4] Мишлей 10:22

[5] Берешит 8:21

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?