Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Стоит ли менять серебро на железо? Отношения между коленами Израилевыми.

«Радуйся, Звулун, когда выходишь, а Исахар в шатрах твоих»[1].

Написано в Мидраше[2]: И вышла Леа ему навстречу и сказала: «Ко мне войдешь»[3]. Сказал рабби Леви: «Красиво было посредничество растения дудаим перед Б-гом, ведь благодаря ему в народе Израиля появилось два великих колена: Исахар и Звулун. Колено Исахар занималось изучением Торы, а колено Звулун торговало и помогало колену Исахар всем необходимым». Следует разобраться, за что эта похвала дуда — им. Кроме того, следует углубленно рассмотреть соглашение Исахара и Звулуна, которое кажется некорректным. Ведь один дает другому часть временной жизни, а за это берет долю в вечной жизни. И еще, почему такое соглашение существует только между этими коленами, а не между другими?

Притча.

Один человек дал другому серебро, а он ему за это дает железо, в количестве, которое стоит столько же, сколько и это серебро. Тем не менее, это не равноценный обмен, потому что один дал другому дорогую и важную вещь, а тот дал в ответ вещь простую. Но если хозяин серебра сначала владел железом, потом выменял его на серебро, а теперь меняет у этого же человека снова, то фактически он забирает то, что ему принадлежало с самого начала.

Смысл этой притчи в том, что другие колена не могут совершить такой обмен: «серебро» (Тору) за железо, ведь невозможно обменять вечный мир на временный. Но с Исахаром и Звулуном дело обстоит иначе. Леа отдала своей сестре Рахель дудаим (растение, которое употребляли, чтобы забеременеть и родить ребенка — прим.), и в обмен на это у нее родились Исахар и Звулун. Исахар, про которого в Торе сказано: «…костливый осел. склонил плечо нести»[4] (нести — терпеть ярмо Торы — прим.), взял на себя трудиться над изучением Торы. И теперь, если Звулун дает ему вещи этого мира, то это как то, что его мать дала дудаим своей сестре, и это, как если бы он покупал товар за деньги и продавал за деньги. И это то, о чем сказано: «Радуйся, Звулун, когда выходишь.» (торговать), а причина этому: «.Исахар в шатрах твоих». Ведь величие Исахара и вообще причина его нахожденияе в этом мире — в материальных вещах (дудаим, которые Леа отдала Рахели — прим.).

«А Звулуну сказал: народы (колена Израиля — прим.) созовут на гору (в Храм — прим.), ведь изобилием морей питаться будут, и скрытым (сфуней), утаенным в песке»[5].

Объяснение этому я слышал от моего друга, великого мудреца рава Баруха Мордехая, от имени его отца, рава Яакова, да будет благословенна память о праведнике. Слово сфуней указывает на что-то скрытое, как разъяснял Раши сказанное: «Покрытый (сафун) кедром»[6] и «В домах ваших укрытые (сфуним[7]. И судно тоже называется сфина — ведь оно тщательно укрыто, чтобы не забрались в него вода и ветер.

Притча.

Известно, что судна, которые доставляют товары в порт, наполняют там товаром, нужным в городе, откуда они явились, чтобы получить прибыль. Всевышний мудро устроил землю так, что в одном месте есть плоды или товары, которых нет в другом. Таким образом, люди могут привозить их из места, где они дешевы, туда, где они дороги, и торговать. Если же капитану корабля не удается наполнить его товаром, или он не желает взять с собой в обратный путь товар, то ему требуется наполнить судно песком и камнями, иначе оно будет болтаться на волнах, ведь когда оно пустое, оно легкое.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний обещал колену Звулун, что «.изобилием морей питаться будут» — они будут отправлять суда в другие страны. И будет у них столько блага, что на их земле не будет недостатка ни в чем, поэтому: «.и скрытым (сфуней), утаенным в песке» — то есть, будут вести судна домой только с песком и камнями, а не с товаром для продажи (так как в их земле есть благословение, и там есть все). И сфуней — скрытые, похоже на сфинот — судна, то есть, их судна будут «утаенные в песке» — погруженные в воды моря под тяжестью песка и камней в трюме.


[1] Дварим 33:18

[2] Мидраш Берешит Раба 72

[3] Берешит 30:16

[4] Берешит 49:14-15

[5] Дварим 33:18-19

[6] Мелахим I 7:3

[7] Хагай 1:4

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?