Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Святость, Повелительные заповеди Субботы
«Буква ש (шин) соответствует трем святостям: святости Всевышнего, святости субботы и святости Израиля» (Мидраш Буквы раби Акивы).
«Суть святости двойная: ее начало — работа, а завершение — воздаяние, ее начало — старание, а завершение — дар. Это означает, что ее начало заключается в том, чтобы человек освящал себя, а завершение — в том, что его освящают. Об этом сказали мудрецы (Йома 39а): “Человек освящает себя немного, его же освящают в большой степени. Он освящает снизу, его освящают сверху” (Месилат йешарим).
Святость субботы будет темой нашего обсуждения в данном эссе. Из слов Рамхаля мы можем понять важный принцип: суть святости — бытие, соприкасающееся с двумя мирами: мир служения — наш мир, и мир воздаяния — Грядущий мир, Суббота Грядущего. В этом сущность субботы: она соприкасается с двумя мирами — подобие Грядущего мира в нашем мире.
“Ее завершение — дар”. “Учили: “Знать, что Я — Господь, освящающий вас”. Сказал Всевышний Моше: Добрый дар есть в Моих сокровищницах, его название — суббота. И Я хочу дать ее Израилю. Иди и сообщи им” (Шабат 10). Этот дар есть святость, проливающаяся на сердца святого народа от Всевышнего в этот святой день.
Святость есть вершина совершенства служения человека. К ней он стремится, поднимаясь по лестнице духовных уровней, установленной нам мудрецами и подробно объясняемой в книге Рамхаля Месилат Йешарим.
Суббота — день, к которому стремится человек в служении Шести дней.
День, который весь — суббота, это тот день, к которому направлены все Шесть тысяч лет существования мира.
В данном эссе мы постигнем, что корень святости в мире — это суббота, а высочайший уровень человека — стать самому категорией субботы, святым ее святостью.
“Старание заключается в том, чтобы человек полностью отделялся от материальности и постоянно — каждое мгновение и каждый час — прилеплялся к своему Богу” (Месилат Йешарим).
Святость есть вершина категории “отойди от зла и делай добро”, служения выбора человека в этом мире. Отделение от материальности (из которой происходит зло) и постоянная приобщенность к источнику добра, к Творцу. Суть святости двояка: святой — отделенный от будничного, и святой — обособленный и освященный для Всевышнего. Это полное приобщение к источнику святости.
Таково и определения посвящения (обручения) жены мужу: “Запретил ее для всего мира, подобно освященному для Храма предмету”. “Ты посвящена мне” — отделена для всех их-за меня, как посвященное Небу. Два аспекта святости проистекают из самой ее сути: невозможна выделенность святости для одного без полного отделения от других. В аллегорическом смысле — это посвящение — обручение Собрания Израиля и Всевышнего. Это максимальное достижение качества святости: “И будете святыми для Бога вашего”, как объясняется в свитке, который весь — святая святых (Песнь Песней).
“Три святости переданы Израилю вниз: “И освящайтесь” — одна, “и будьте святы” — вторая, “ибо свят Я, Господь” — третья” (Зоар). “Все тройное — со стороны святости. Об этом и говорится в молитве: “Освящение Тебе (ангелы) промолвят три раза” (Зоар).
Три аспекта есть в служении святости, как объясняет Рамхаль. Первая — “отойди от зла”, отделенность от материального, категория “храни”. Вторая — “делай добро”, приобщенность к Всевышнему, категория “помни”. Третья — максимальная святость, включающая тело и душу в замечательном единстве, приводящая к духу святости и воскрешению мертвых — категория “одного речения”.
***
“Но святой постоянно прилеплен к своему Богу, и его душа проходит меж истинных познаний в любви к Творцу и страху перед ним. И это засчитывается ему как будто он ходит пред Господом в Земле Жизни еще здесь, в этом мире, и оттуда поднимется к еще более высокой ступени, духу святости, когда его постижение возвысится над человеческой природой”.
Святость — это прилепленность к Богу, она в мире идей и разума, как пишет Рамбам: “Я объяснил тебе, что этот разум, который пролил на нас Всевышний, “приклеивает” нас к Нему. И тебе дана возможность, либо усилить этот “клей” при желании, либо ослабить его понемногу” (Путеводитель растерянных). И это очевидно, — ведь нет никакой возможности прилепления к Самому Творцу, но лишь к Его воле, заключенной в Торе. И нет никакой возможности присоединиться к Торе, как только через разум — наследие святой души. Это самая высокая система святости в структуре человека. В ней нет ни капли материального, и она может прилепиться к корню, из которого была высечена. Но для этой цели должна быть исправлена вся структура человека: животная душа — действия, дух — качества, чтобы человек смог стать троном для Божественной души, соединиться в любви и страхе с волей Всевышнего, с Торой, которая есть корень самой души.
Этот процесс происходит по принципу “ближе-дальше”, — ведь максимальная святость — соединение посредством души, прилепленность мысли — должна объять всю структуру человека: его качества и действия до самого нижнего аспекта — самого тела. Ведь такова цель святости: совершенство, включающее душу и тело. Как объясняет там Рамхаль: “Даже в час, когда человек занимается материальными действиями, необходимыми ему из-за тела, его душа не отходит от высшего приобщения… И теперь еда, которую они вкушают, подобна жертвоприношению… Объясняют мудрецы, что для всякой вещи, возносимой на жертвенник, это считается великим возвышением, так как она приносится в дар Всевышнему. И это является для нее столь большим достоинством, что весь вид, к которому принадлежит приносимое, благословляется благодаря этому во всем мире”.
Таким образом, мы осмыслили: «Суть святости — чтобы мысль была прилеплена к Всевышнему, “ибо свят Я — Господь”» (раби Цадок аКоэн).
Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?