Из цикла «Притчи Магида из Дубно», темы: Бо, Исход из Египта, Магид из Дубно, Еврейская притча
«Скажи пожалуйста («пожалуйста» на языке Торы — «на») народу: пусть возьмут каждый мужчина у знакомого...» (Говорит Б-г Моше — прим.)[1].
Написано[2]: «Всевышний обратился к Моше с просьбой — «на», чтобы этот праведник не сказал: “И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом“ — не исполнилось». И великие комментаторы уже спрашивали: «А если бы Авраам так не сказал, разве не должен был Всевышний исполнить Свое обещание?»
Два царя воевали друг с другом, а потом договорились, чтобы больше не гибли люди, и не причинялся ущерб, что пусть от каждой армии выйдет один воин, и пусть борются друг с другом. Тот царь, чей воин победит, завоюет царство другого. Каждый царь выбрал воина. Была вырыта яма, и оба царя стали смотреть, кто из воинов сбросит туда другого. Один из них поначалу осилил другого, и уже нес его к яме, но тут тот второй воин собрался с силами, и сумел освободиться и сбросить в яму несущего его. Его царь захватил второе царство. И сказал царь воину: «Ты не подвел меня, и геройски победил противника. Но все же ты нехорошо поступил, что дал ему схватить тебя и понести к яме, ведь когда он нес тебя, я уже думал, что ты побежден, и все пропало!» Смысл этой притчи в том, что Всевышний пообещал нашему праотцу Аврааму, да покоится с миром: «пришельцами будет потомство твое. и потом выйдут с великим имуществом». Известно, что то, что евреи вынесли из Египта, было лишь малой толикой того, что они набрали у Красного моря, как написано в Мидраше[3]: «Золотые ряды сделаем тебе» - это клад, полученный у Красного моря, - «с серебряными крапинками»[4] — это набранное у египтян». Поэтому для выполнения обещания Б-га, не было нужды велеть евреям забрать имущество и драгоценности египтян, ведь это все и даже гораздо больше ожидало их у моря. Но из опасения, что Моше, увидев, что евреи выходят сейчас из Египта без всего, скажет: «”И будут порабощать и мучить их” — исполнилось, а “... и потом выйдут с великим имуществом” — не исполнилось», надо было просить, чтобы взяли и в Египте.
[1] Шмот 11:2
[2] Брахот 9
[3] Мидраш Шир аШирим 1:11
[4] Шир аШирим 1:11
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?