Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Те, кто служат многим богам, ошибочно считают, что эти боги назначены на различные множественные объекты в мире.

Аспекты «помни и храни»

«Мы учили: “Помни и храни” в одном речении были сказаны, чего не могут высказать уста и не может услышать ухо»

Прежде всего, нужно понять: что именно было написано на скрижалях: «помни» или «храни» субботу? По мнению Рамбана, написано было «помни», а «храни» было сказано устно и записано во второй версии Десятисловия, в книге Дварим. По мнению Радваза и Маараля, «храни» было написано на вторых скрижалях. В любом случае, «помни» есть аспект Письменной Торы, а «храни» — Устной Торы, и об этом будет идти речь в дальнейшем. Кроме того, «помни» относится к мужскому началу, а «храни» — к женскому, и это разделение есть корень всех остальных аспектов «помни» и «храни», как мы объясним далее. И еще, «помни» и «храни» относятся как к предписывающим, так и к запретительным заповедям — любви и страху, истине и вере; Именам Авайе и Элоким, к общему и частному, мозгу и сердцу.

Вся форма человека также подразделяется на две категории, соответствующие «помни» и «храни» — мужскому и женскому началам: «По подобию Бога сделал его, образ, содержащий мужское и женское, в тайне “сзади и спереди”. Сзади — в тайне “храни”, спереди — в тайне “помни”. И от этого зависят все заповеди Торы, шестьсот тринадцать приказов Торы, общность всего» (Зоархадаш).

Все мироздание в целом тоже находится в тайне «помни» — мужского начала и «храни» — женского: «Все, что сделал Всевышний наверху и вниху, все в тайне мужского и женского» (Зоар).

Мы видим, что вся Тора связана с данным разделением: Тора — Открытая книга от Всевышнего и мироздание — Скрытая книга от Него.

В одном речении сказаны… «И все одно, как сказано: “Храни и помни в одном речении сказаны, что невозможно для человека”. (Псалмы 62:12): “Одно сказал Бог, два мы слышали”, и в Ирмеяу (23:29): “Ведь Мои слова — как пламя, слово Господа, и как молот, разбивающий скалу”». Со стороны Всевышнего — все одно, но со стороны получающих — «два мы слышали». Это разделение на два, проходящее по всей реальности бытия, во всех перечисленных выше аспектах, корень которых — один.

*

Нам нужно постичь две вещи: первое — строение всего бытия из этих двух аспектов «помни» и «храни», корень которых в одном речении. И второе — почему Всевышний выбрал для раскрытия данного общего принципа Торы и всей реальности, именно тему субботы Об этом и будет идти речь в данном эссе.

Попытаемся осознать базис данного вопроса

Маараль в Сефер аНецах подробно рассматривает вопрос отрицающих единство Всевышнего. Их основной тезис таков: «Невозможно, чтобы начало было одним! Ведь если так, как возникнет в мире множественность?! Все исследователи согласны, что от одного придет только один, ибо множественность, в которой есть разделенные вещи, как придет от одного?»

Из неправильного понимания этого корня происходят все ошибки в мировоззрении. Те, кто служат многим богам, ошибочно считают, что эти боги назначены на различные множественные объекты в мире. Дуалисты, считающие, что есть добрый и злой боги; верующие в силы природы и отрицающие провидение Творца; отрицающие избранность Израиля, заложенную в основы мироздания.

Здесь же коренится ошибка в отношении «всезнания и свободы выбора». Данная ошибочная концепция лежит в корне греха Адама, который разделил между раскрытием и постижением имен Авайе и Элоким, и тем самым нанес урон раскрытию царства Всевышнего. Поскольку восприятие реальности как отдельной — восприятие «плода» — противоречит признанию, что «нет ничего, кроме Него» — полному единству. Человеческая мудрость, ограниченная по своей природе, постигающая только внешнюю сторону природы, со всеми ее множественными деталями, меняющимися и противоположными, скрывает постижение единства Творца, окружающего и наполняющего все миры.

Ответ Маараля и объяснение его слов

В объяснении ответа на данный тезис говорит Маараль: «Мы говорим, что от Всевышнего, который Один, произошел один объект, и это начало мироздания. А затем это начало получило еще воздействие. И есть большая разница, ибо когда начало уже существует, тогда на него воздействуется далее. А если бы произошли от Него две вещи, каждая сама по себе, было бы непонятно, как от Одного произойдут два различных объекта. Но от Него произошел один объект, и это начало мироздания, а затем на это начало оказано воздействие. Таким образом, изменение и множественность существующих — они со стороны получающего».

Множественность — со стороны получающих, а влияющий — один. И таково же и Его влияние. Однако сотворенный объект уже в силу того, что он сотворен, обладает недостатком и требует восполнения. Здесь корень всех отделенных объектов и множества реальностей в мироздании.

Вот что говорит Рамбан: «Всевышний сотворил все из абсолютного ничто… но все происходящее под солнцем или выше не происходит от Ничто, от первоначала… Но вывел из абсолютного Ничто очень тонкую основу, в которой нет существенности, производящую силу, готовую к получению формы, к тому, чтобы выйти из потенции в реальность. Это — первоматерия… а после нее не творил ничего, только созидал и делал» (Берешит 1:1).

В «очень тонкой основе» есть два аспекта: «производящая сила» и «готовность к получению формы». Во всех созданиях мира есть две эти силы — сила составления и сила составленная. Это основа всей реальности, построенной на дуальности: мужское и женское начала.

Глубинный смысл слов Рамбана заключается в следующем. Эманирующий сотворил одну составную основу (ведь сотворенный в силу своей бытности сотворенным — составной и не прост), и это очень тонкая основа. Его составленность заключается в том, что он — «производящая сила» (мужское начало, категория «неба») и «готов получить форму» (женское начало, категория «земли»).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?