Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказывают, что великий мудрец Торы Маараль, рабби Раби Йеуда-Лива бар Бецалель, пражский раввин XVI века, используя свои познания в практической каббале, оживил безжизненный кусок глины и превратил его в супер-человека, защитника еврейского народа от кровавого навета

Стивен Хокинг, Илон Маск, Билл Гейтс и другие всемирно известные ученые и предприниматели, работающие в области информационно-коммуникационных технологий, уже давно всерьез пугают нас искусственным интеллектом. Мол, наука развивается настолько стремительно, что лет через десять уже произведет супер-программу, которая будет осознавать себя как личность и чьи когнитивные способности значительно превзойдут человеческие. И тогда этот супер-мозг может выйти из-под нашего контроля и начать нас уничтожать.

Пражский биоробот?

Что-то подобное уже описывалось в еврейской традиции. Талмуд в трактате Санхедрин, 65б рассказывает о том, как Рава по Книге Ецира «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам. Говорят, были мудрецы и после Равы, преуспевшие в оживлении неживого.

Рассказывают, что великий мудрец Торы Маараль, рабби Раби Йеуда-Лива бар Бецалель, пражский раввин XVI века, используя свои познания в практической каббале, оживил безжизненный кусок глины и превратил его в супер-человека, защитника еврейского народа от кровавого навета. На лбу у него было написано на иврите слово истина, эмет, которое мистическим образом придавало этому существу, которого Маараль назвал нежным именем Йоселе, свою силу.

К своему ужасу, Маараль вскоре понял, что сила эта настолько велика, что Йоселе невозможно полностью контролировать. Версии истории расходятся. По одной из них, голем влюбился и, когда его отвергли, превратился в жестокого монстра. По другой — голем вошел в необъяснимый уничтожительный раж, убивая людей направо и налево. По третьей версии, Маараль сам был виноват, совершив нечто схожее с ошибкой программиста и забыв деактивировать своё создание перед шабатом, как он это делал всегда, что и привело к нарушению големом шабата и к дальнейшим бесконтрольным убийствам и разрушениям.

Какой бы то ни было, Маараль пришел к выводу, что голема надо отправить на покой. Рав стер первую букву слова эметалеф, чье числовое значение — 1 [ивр. эхад] — символизирует Одного Б-га, который дает жизнь. Осталось только две буквы, составившие слово мет, «мертв». Голем перестал быть воплощением воли Творца и нести Его знак на лбу — и вскоре превратился в пыль, которая до сих пор лежит там, на чердаке старой пражской синагоги… Где в этой легенде правда, а где — выдумка, сейчас уже сложно разобрать, но у некоторых из описанных в этой истории событий были очень достойные и уважаемые свидетели — например, выдающийся законоучитель рабби Йехезкель Ландо (Нода биЙеуда).

Виленский Гаон тоже однажды признался, что как-то начал создавать голема, но с Небес ему не дали закончить, поскольку он в то время был очень молод — ему не было и 13 лет.

Мистический ужас перед искусственным интеллектом

История голема вдохновляла и продолжает вдохновлять многих писателей и ученых. Около двухсот лет назад английская писательница Мэри Шелли опубликовала свой знаменитый роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» — о научном эксперименте, в результате которого оживленная материя, принявшая форму безымянного чудовища, начинает преследовать своего создателя и уничтожать его близких.

В течение последнего столетия, на фоне развития технологий, тема голема стала переосмысливаться: теперь уже создание биоробота стало казаться делом не мистиков, а ученых. Станислав Лем, Умберто Эко, Виктор Пелевин и многие другие пытались в своих произведениях представить, во что выльется оживление куска глины, если это создание выйдет из-под контроля того, кто его создал. Фильмы «Терминатор», «Матрица», «Мстители» и другие — в красках показывают, что биоробот, лишенный моральных и этических ограничений, — это формула катастрофы.

Стивен Хокинг заявил буквально так: «Развитие полного искусственного интеллекта может означать конец человеческой расы». Но существует в научных кругах и другая точка зрения. Например, Т. В Черниговская, профессор с мировым именем, занимающаяся проблемами мозга и сознания, в своих трудах говорит о том, как далек тот день, когда полный искусственный интеллект может быть создан.

Вселенная внутри черепа

Человеческий мозг представляет собой сложнейшую нейронную сеть, которая состоит из 100 миллиардов нейронов, у каждого из которых может быть до 100 тысяч соединений. Речь идет об астрономических величинах, и все это помещается внутри черепной коробки. Благодаря развитию науки у нас появилась возможность понять еще одну грань знаменитого талмудического высказывания о том, что каждый человек — это целый мир. Сами ученые говорят, что в голове каждого из нас находится целая вселенная. Причем вселенная, которую познать современными научными методами невозможно!

По словам физика Роджера Пенроуза, современная биология, нейро-наука и физика не могут объяснить, как на самом деле работает сознание. Несмотря на то, что ежедневно в мире выходит по 50 статей в каждой из областей нейронауки, и что на исследования мозга тратятся миллиарды долларов, и что в этой гонке участвуют лучшие университеты, мозговые центры, представители бизнеса — до сих пор науке неизвестно, как именно работает мозг. Так как же мы можем говорить о создании полноценного искусственного интеллекта, если мы не имеем представления о том, как работает естественный?

Исследователи искусственного интеллекта (ИИ), в основном, исходят из того, что мозг работает исключительно алгоритмически, последовательно обрабатывая отдельные единицы информации. Если так, то неудивительно, что программа ИИ, которая не умеет уставать, забывать, отвлекаться на посторонние мысли, уже давно (с 1997-го года) обыгрывает гроссмейстеров в шахматы, в покер (где, казалось бы, требуется умение блефовать!), в го (а эта логическая игра сложнее шахмат!), делает любые точнейшие расчеты — одним словом, программа превосходит человека во всем, что связано с математикой.

Но дело в том, что мозг — это не просто вычислительная машина больших мощностей. Внутри человеческого мозга ученые наблюдают, по крайней мере, два феномена, которые двигают человечество вперед. Первый — интуиция, которая играет первостепенную роль в научных открытиях и изобретениях. Эйнштейн говорил, что интуиция — это священный дар, а разум — его покорный слуга. Второй — воображение. Оно важнее знания, потому что не имеет границ. Современный искусственный интеллект, лишенный интуиции и воображения, ограничен сам в себе, в отличие от человека, и поэтому не в состоянии делать научных открытий, а также не может создать гениального произведения искусства — будь то музыка, живопись или литература.

Тем не менее, мы видим, что искусственный интеллект набирает силу, что дает некоторым ученым основания предполагать, что рано или поздно настанет такой момент, когда он выйдет из-под контроля. Подобные проблемы обсуждаются на высоком уровне, например, в России при президиуме РАН существует экспертный совет по методологии искусственного интеллекта.

Сознание и тайны Создателя

Что же разделяет эти два лагеря ученых? Что мешает одним согласиться с другими? Возможно, дело в вот в чем. Стивен Хокинг, запугавший человечество угрозой искусственного интеллекта, публично признался, что он атеист и в существование Б-га не верит. А Т.В. Черниговская в одном из своих интервью сказала: «Пусть атеисты меня простят, но я не понимаю, как им удается продолжать жить, если они верят, что после смерти они тривиальнейшим образом рассыпаются на какие-то кванты!»

Творец, создавший весь мир, создает и миллиарды уникальных, неподдающихся научному анализу нейронных сетей и размещает их у нас в головах. Мозг самых талантливых из нас сумел создать компьютерные программы, которые мы договорились называть искусственным интеллектом и которые являются продолжением наших способностей.

Эти программы могут обучаться сложнейшим алгоритмам, но совершенно не способны обучиться чувствам, морали, этике, творчеству — по той причине, что Творец скрыл от нас устройство нашего сознания, а значит, и лишил нас возможности его воспроизвести. Кроме того, Творец через Своих Пророков передал нам, чего следует ожидать в конце времен.

Несмотря на метафорический язык пророчеств, одно совершенно ясно: полного уничтожения человеческой расы в предсказаниях нет. И если мы с готовностью подхватываем атеистические лозунги, предрекающие нам смерть от искусственного интеллекта, захватившего власть на планете, не значит ли это, что мы сомневаемся в нашем Создателе?

На самом деле, стремление изобрести полноценный искусственный интеллект говорит о том, до какого абсурда может дойти светская наука, не сдерживаемая высшей моралью. Наука в новое время декларировала себя как служанку нужд человека, а вместо этого грозится стать вредоносным фактором. И это неизбежно, в некоторой степени.

Количественный подход, олицетворяемый в современном контексте Древом Знания, неизбежно придет к своему логическому концу — абсурду, хаосу. Без Древа Жизни — надрассудочного духовного развития через Тору — наука обречена на энтропию, как и любой организм материалистического количественного мира. Знаки и символы такого распада мы встречаем повсюду. Один из них — пражский голем, лишенный буквы «алеф» и превратившийся в кучку пыли.

Только при главенстве качественного направления — Древа Жизни Торы — материальный мир может избежать участи самоуничтожения. Избавление мира от такой катастрофы — это есть часть процесса, именуемого явлением Машиаха.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?