Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Надо признать, что наша жизнь уже контролируется технологиями. Потеряв на пять минут интернет-связь, мы чувствуем себя настолько беспомощными, что не можем просто заняться чем-то другим, а начинаем срочно дозваниваться провайдеру.

Технологии нового поколения одарили нас не только такими чудесами, как «умный» телефон (смартфон), «умный» дом и «умные» часы, но и «умные» очки, «умный» холодильник, «умная» спортивная одежда и «умная» дорога.

«Умные» технологии постепенно меняют наш мир. И если сегодня уже никого не удивляет, что мобильный телефон практически сам выбирает и оплачивает ваши покупки, то завтра никого не удивит самособирающийся в отпуск чемодан. Ученые с уверенностью заявляют, что и создание полноценного искусственного интеллекта — лишь вопрос времени.

Освободившееся время

Хорошо ведь, правда? Пусть холодильник сам заказывает еду, пылесос сам решает, когда пора убираться, и сделает это сам, не утруждая нас, пусть кондиционер рассчитает время нашего возвращения домой и охладит к нашему приходу помещение. А мы в освободившиеся часы займемся чем-нибудь более творческим, духовным, душевным, вдохновляющим! «Мечты, мечты, где ваша сладость?..» На самом деле, в освобожденное технологиями время мы занимаемся ими же. То есть технологиями.

Неудивительно, что у «умного холодильника», кроме функций фотографирования своих полок изнутри и напоминания, что пора купить, а что — выбросить, также есть и встроенный телевизор и ютьюб. А не встроенная библиотека классики всемирной литературы и философии и не онлайн коллекция шедевров мировой живописи. Но и без умного холодильника каждый понимает, что если что-то и стимулирует людей на научные открытия, создание предметов искусства и написание книг — то точно не наличие в доме стиральной машины, робота-пылесоса или пароварки. А вот что тормозит творческие процессы? Что съедает почти все свободное время современного человека?

Без телефона как без рук

Ответ очевиден. Надо признать, что наша жизнь уже контролируется технологиями. Потеряв на пять минут интернет-связь, мы чувствуем себя настолько беспомощными, что не можем просто заняться чем-то другим, а начинаем срочно дозваниваться провайдеру.

Выйдя из дома без мобильного телефона в соседний магазин, впадаем в панику: а что если нас кто-то ищет? Приняв взрослое обдуманное решение воздержаться от использования гаджетов во время семейного обеда, вдруг испытываем острую необходимость сфотографировать поданное блюдо («красиво падает свет») или проверить, нет ли нового сообщения по работе («а то контракт сорвется!»)

Чем большим количеством гаджетов мы себя окружаем, тем от большего количества предметов мы в конечном итоге впадаем в зависимость. Но это только один из результатов использования смарт-технологий.

Когда столовые приборы учат нас жить…

Некоторые изобретения поистине гениальны. Что можно возразить, например, против, «умного» шуруповерта со встроенным гироскопом, который практически без помощи человека вкручивает что нужно, куда нужно, стоит только взять его в руки? Но дело в том, что направление, в котором развиваются смарт-технологии, таково, что приборы постепенно становятся как бы «совестью» человека, осуждая нас и указывая нам, что мы должны делать.

Согласно недавней статье в «Уолл Стрит Джорнал» под названием «Не отупляют ли нас умные гаджеты?», уже существует умное мусорное ведро, которое фотографирует свое содержимое и выставляет в Фейсбук доказательства того, насколько наплевательски его владелец относится к вопросам экологии и загрязнения окружающей среды.

«Умные» весы услужливо передадут свои показания прямо на экраны ваших «френдов». Вилка может контролировать частоту донесения ее до рта и включать индикатор, указывая, что вы недостаточное количество раз двигали челюстями, прежде чем проглотить кусок яблока. Да, яблоко нужно жевать столько-то раз, а мясо — столько-то. Жидкую пищу тоже надо жевать. Мы же хотим быть здоровыми? У самих силы воли не хватает здоровьем заниматься? Тогда придется слушаться указаниям собственной вилки.

Вооружившись датчиками и запрограммированным искусственным интеллектом, даже зубная щетка может упрекать нас, что мы недостаточно долго/интенсивно/ тщательно ее пользуемся.

Раньше «помощник» Гугла просто предлагал «попробовать сказать что-нибудь», а теперь он уже навязывает пользователю роль попугая, который послушно будет повторять за ним: «Расскажи шутку» или «Скажи мне комплимент».

«Большой Брат» Оруэлла

Кстати, про Гугл. Психотерапевты в последнее время стали все чаще сталкиваться с обострением паранойи у склонных к тревоге пациентов, которые тратят свою жизнь на то, чтобы избежать «всевидящего ока Большого Брата». Кто-то заклеивает камеру ноутбука пластырем, кто-то вынимает батарею из своего телефона, прежде чем начать секретный разговор.

Следят ли за кем-то из нас спецслужбы — этого мы знать не можем, но вот смарт-технологии, отвечающие за контекстную рекламу, действительно реагируют на нашу речь, произнесенную вблизи микрофонов наших гаджетов, и стоит кому-то неосторожно сказать, например, «Испания», как браузер забросает его предложениями приобрести недвижимость на испанском курорте или хотя бы заказать там гостиницу.

Смарт-технологии и свобода выбора

А что происходит, когда вся эта «умная» технология проникает в еврейский мир? Возможно, это выглядит заманчиво: кредитная карта, которая автоматически отвергает ваш платеж, если в сделке есть нарушение запрета рибит; печатный станок, выдающий «критическую ошибку», если на нем пытаются напечатать книгу, не получившую одобрения рава; мобильный телефон, который включает предупредительную сирену, если вы берете в руки некошерный продукт…

Где же все-таки пролегает граница, за которую мы не хотим допускать ничего с приставкой «смарт»? Видимо, там, где человек и предмет меняются местами. Мы создаем вещи для того, чтобы они были нам полезны и использовались в соответствии с необходимостью, которая диктуется нашим разумом. Нашим — а не искусственным.

Человеку была дана такая великая вещь, как свобода выбора. Свобода выбрать кошерную еду, свобода не взять в руки неподходящую для чтения книгу, свобода пройти мимо короткого платья — при кажущейся малости всех этих выборов, они чрезвычайно важны, ведь именно из таких микро-решений и состоит день каждого из нас. Каждое из этих решений строит нашу личность, и мы не хотим отказываться от них.

Мы не хотим, чтобы вещи диктовали нам, что делать. Мы, евреи, уже знаем, как жить правильно, потому что Тора дала нам 613 очень полезных инструментов, с помощью которых мы прокладываем себе пути и которыми руководствуемся в принятии решений. Мы можем быть уверены в своих путях, если они основаны не на искусственном интеллекте, а на интеллекте Б-жественном, а значит — вечном и непреложном.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?