Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу...

Раби Яаков-Йеошуа бар Цви-Гирш Фальк (Пней Йеошуа; 5441—5516 /1680-1756/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Родился в Кракове двадцать восьмого кислева 5441 /1680/ года. Был назван в честь своего знаменитого прадеда, р. Йеошуа Харифа, автора книги Магиней Шломо (Щиты Шломо).

Уже в годы юности р. Яаков-Йеошуа возглавил ешиву города Лемберга (Львова). Однако после трагедии, произошедшей третьего кислева 5463 /1703/ года, когда его жена и дочь погибли во время пожара, он оставил Лемберг. В последующие годы он был раввином в целом ряде общин, в том числе в городе Корове, возле Люблина.

В 5478 /1718/ году р. Яаков-Йеошуа вернулся в Лемберг — после смерти выдающегося законоучителя р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви) он заменил его на посту главного раввина общины. В Лемберге р. Яаков-Йеошуа возобновил работу своей ешивы, которая вскоре стала основным центром изучения Торы в Польше.

Его самоотверженная увлеченность изучением Торы вошла в легенду. Однажды студеной зимой ученики, вошедшие в нетопленый дом учения, застали там р. Яакова-Йеошуа, облаченного в талит и тфилин и увлеченно склонившегося над книгами, — они обнаружили, что его окладистая борода не только покрылась льдом, но и накрепко примерзла к столу (Гдолей адорот).

В 5490 /1730/ году р. Яакова-Йеошуа пригласили возглавить общину Берлина, а с 5494 /1734/ года он стал главным раввином г. Меца, расположенного в Эльзасе, на рубеже между Францией и Германией.

В Меце он завершил работу над первой частью своего комментария на Талмуд, получившего название Пней Йеошуа (Лик Йеошуа). Первый том этой книги, в котором подвергается углубленному анализу раздел Талмуда Нашим (Женщины), вышел в свет в 5499 /1739/ году в знаменитой еврейской типографии г. Амстердама.

Существуют свидетельства, что перед тем, как приступить к работе над комментарием, р. Яаков-Йеошуа тридцать шесть раз углубленно изучил весь Вавилонский Талмуд, от начала и до конца, — этот титанический труд и нашел отражение в его комментарии, который отличается особой обстоятельностью и вниманием к тончайшим смысловым нюансам текста.

На протяжении всей жизни р. Яаков-Йеошуа — так же, как и его прадед р. Йеошуа Хариф — занимался изучением кабалы. Как следствие этого, в своем комментарии он разъясняет многие высказывания Талмуда с помощью концепций, почерпнутых из Зоара и других кабалистических сочинений.

В 5500 /1740/ году скончался главный раввин Франкфурта на Майне р. Яаков Паперс — и автора нашумевшей книги Пней Йеошуа пригласили заменить его, возглавив одну из крупнейших общин Германии. С этого времени р. Яаков-Йеошуа вошел в число самых авторитетных законоучителей своего поколения — к нему обращались за решением спорных вопросов со всех концов еврейского мира.

Его многочисленные респонсы изданы отдельной книгой лишь в самое последнее время в Йерушалаиме.

В 5511 /1751/ году автора Пней Йеошуа пригласили занять место раввина в одной из общин на Святой Земле, но по состоянию здоровья семидесятилетний мудрец не мог совершить столь далекое путешествие. Тем не менее он покинул Франкфурт на Майне и поселился в городе Мангейме, посвятив все силы дальнейшей работе над комментарием. Уже в 5512 /1752/ году в типографии Франкфурта на Майне была издана вторая часть книги, посвященная анализу талмудического трактата Брахот и всего раздела Моэд (Праздники).

В возрасте семидесяти двух лет р. Яаков-Йеошуа переселился в г. Вормс, старинный центр изучения Торы, а в 5515 /1755/ году возвратился во Франкфурт на Майне. Здесь в 5516 /1755/ году была издана третья часть его фундаментального труда — в ней рассматривались талмудические трактаты Бава кама и Бава меция

Выдающийся кабалист из Земли Израиля р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (рабейну Хида), посетивший автора книги Пней Йеошуа в Вормсе и пораженный его обликом, вспоминал: «В течение нескольких дней я удостоился созерцать Шехину (Б-жественное Присутствие), ведь он выглядел как ангел Всевышнего» (Шем агдолим).

Р. Яаков-Йеошуа Фальк умер четырнадцатого швата 5516 /1756/ года в г. Оффенбахе, расположенном возле Франкфурта на Майне. В соответствии с его завещанием, похоронен во Франкфурте на Майне.

Публикация остальных частей книги Пней Йеошуа была завершена уже после его смерти. В последующих поколениях комментарий многократно переиздавался — и по сей день он является одним из основных пособий, помогающих проникнуть в глубинные пласты талмудического текста.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?