Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В первом стихе главы «Бо» Всевышний говорит Моше: «Войди к Паро (фараону), ибо Я отягчил (сделал неприступным) его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения в его среде» (Шмот, 10:1). Глава сообщает затем еще о трех наказаниях, которым подвергся Египет. Это было нашествие саранчи, истребившей всю растительность, оставшуюся после града, непроницаемая и осязаемая тьма, опустившаяся на страну, и гибель всех первенцев в Египте: от первенцев в доме фараона до первенцев заключенных в его тюрьмах и до всего первородного из скота. Евреям Всевышний приказал принести в своих домах жертву барашком или козленком и нанести его кровь на оба косяка и притолоку двери дома.

Талмуд говорит, что главной целью создания мира было для Всевышнего создание человека. Почему? Человек — единственное в мире существо, которому Б-г предоставил свободу выбора, чтобы человек выбирал добро и получал за это награду Свыше. Свобода выбора — одна из основ мира. Рамбам в «Сефер а-Мада» в разделе «Илхот тшува» («Законы раскаяния») пишет, что человеку дана возможность направить самого себя на верный путь, если он пожелает, и быть праведником, как Моше, наш учитель, и что человек может направить себя на дурной путь, если ему захочется, и быть злодеем, как еврейский царь Иеровоам. Если бы у нас не было свободы выбора, если бы мы были устроены жестко и действовали однозначно, нам и заповеди были бы не нужны. Совершенно очевидно, что правила поведения нужны только тому, кто волен их нарушить. Тому, в ком правила запро граммированы изначально, они не нужны. И не будь у человека способности нарушать п равила, его намерение их соблюдать не имело бы никакой ценности.

В таком случае как же понимать слова «Я отягчил (сделал неприступным) … сердце» фараона? Если Всевышний сделал фараона «жестким», т.е. лишил его свободы выбора, то за что Он его наказал? Справедливо ли наказывать человека за поступок, которому нет альтернативы? За единственно возможный поступок?

Б-г управляет миром в соответствии с определенными правилами. Предоставление свободы выбора — одно из этих правил Всевышнего. Но когда Б-гу это нужно, Он выходит за рамки Своих правил, вернее, меняет их, как менял природу физических явлений в Египте.

Анализируя эпизод с фараоном, Рамбам говорит, что лишение свободы выбора — это наказание. Наказание за предыдущие действия. За грехи, совершенные по собственному выбору и желанию, говорит Рамбам, суд Небес может лишить человека свободы выборы, т.е. возможности исправиться. Другими словами, приговаривает его к духовной гибели. «Укреплю сердце фараона» сказано потому, объясняет Рамбам, что фараон сам, по собственной воле, сделал невероятно тяжелым подневольный труд евреев, разлучал мужей и жен, приказал убивать новорожденных еврейских мальчиков… Безусловно, евреев в руки египтян отдал сам Всевышний, но вот как египтяне пользовались своей властью, зависело уже от них. В конце концов фараон, как мы знаем, все-таки уступил под давлением обстоятельств (к десятой казни Всевышний убрал у фараона «дополнительное упрямство»). Уступил вынужденно, а, как говорят наши мудрецы, вынужденные действия не заслуживают ни хвалы, ни осуждения. Поэтому награды за свой поступок он не получает, а полученное им наказание, с точки зрения Рамбама, относится к прошлому.

Бейт а-леви (комментатор, живший примерно полтора века назад) возражает против мысли, что Всевышний лишил фараона свободы выбора. Что значит, говорит он, лишил свободы выбора? Можно подумать, что фараон горел желанием выпустить евреев. Он и не думал их выпускать. Но как непослушный раб подчиняется не хозяину, а плетке, так фараон покорился ударам Свыше. Что же тогда значит «сделал неприступным сердце»? На время лишил чувствительности к ударам. А свобода выбора вполне оставалась при нем. Нежелание фараона подчиниться воле Всевышнего каким было, таким и осталось.

Бейт а-леви рассуждает так. Что такое выбор? Существует несколько возможностей, и человек выбирает одну из них. Б-г передает фараону через Моше: отпусти народ Мой. Фараон отпускает? Нет. Потом на него сыплются удары, и он отпускает евреев. Это что — его выбор? Нет, его выбор остался прежним. Как и Рамбам, Бейт а-леви называет разрешение уйти, которое фараон дал евреям, вынужденным. Никакой заслуги фараона в том, что он выпустил евреев, нет. А вина в том, что не выпустил, есть. Фараон выпустил евреев из Египта не потому, что раскаялся. Дальше мы увидим, что как только страх перед наказанием у него прошел, он со всей своей армией пустился за евреями в погоню.

Можно, однако, представить себе ситуацию, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. И раскаяние «из-за бед» является полноценным, хотя и раскаянием не самого высокого уровня (мы различаем несколько уровней раскаяния). Еврейский народ мудрецы уподобляют оливкам. Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно? Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?