Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжая свою напутственную речь, Моше-рабейну призывает евреев скрупулезно исполнять даже «мелкие» заповеди, которыми часто пренебрегают, и обещает им в награду национальное благоденствие. Завоевание страны Ханаан, продолжает Моше, будет проходить постепенно, без панического бегства местных племен, чтобы опустевшую территорию не заняли дикие животные и у сынов Израиля было достаточно времени для ее организованного заселения

В нашей главе Экев Моше говорит о том, что Б-г хочет от еврейского народа: «А теперь, Израиль, чего Господь, Б-г твой, требует от тебя? Того только, чтобы бояться Господа, Б-га твоего, чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его, и чтобы служить Господу, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоею. Чтобы соблюдать заповеди Господа и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага» (Дварим 10, 12-13). Здесь упоминаются две духовные основы служения Б-гу — страх перед Б-гом и любовь к Нему. Для полноценного служения обязательно нужны обе основы — любовь к Б-гу и страх перед Ним.

Поговорим о страхе перед Б-гом. Что это означает? Известно, что есть два различных уровня страха. Есть страх наказания. Это значит, что человек знает и ощущает, что Б-г правит миром и за нарушение Его воли раньше или позже неминуемо придёт расплата. Второй уровень — человек ощущает везде и всегда присутствие Б-га — и как можно в Его присутствии вести себя недостойно?! Вопрос даже не в наказании, но — как можно так себя вести в Его присутствии?! Это глубокое внутреннее ощущение уважения к Б-гу и трепета перед Ним.

Чтобы достичь первого уровня, человек должен знать о Б-ге, о том, что Он руководит миром, знает все, что происходит, и есть награда за исполнение Его воли и наказание за её нарушение, и размышлять об этом до тех пор, пока не начнёт ощущать это и жить этим. Для достижения второго уровня — трепета, благоговения перед Б-гом — требуется, конечно, намного больше работы над собой.

Безусловно, любовь — высокая духовная основа, она выше, чем страх, но её одной недостаточно. Трепет перед Всевышним — выше, чем страх наказания. Но и страх перед наказанием — очень важная основа, стержень, который держит человека, охраняет его в любой ситуации. В испытаниях человека «держит» именно страх: «Как можно нарушить приказ?!» В любви бывают перепады — человек в какие-то периоды любит больше, в какие-то — меньше, а в момент испытания может вовсе не ощущать любви. А страх — более внутреннее чувство, которое никогда не пропадает.

В книге о рабби Моше Файнштейне зацал рассказывается, как он относился к соблюдению Закона: всё, что установлено Торой и мудрецами, было для него непосредственной реальностью. Однажды на многолюдном собрании Рав Файнштейн пробирался к выходу, чтобы встретиться с несколькими раввинами, и неожиданно остановился. Перед ним стоял человек, погруженный в чтение молитвы Амида (нельзя проходить перед тем, кто читает эту молитву). Другого пути к двери не было. Прошло немало времени, а человек все молился. Спутник Рава Файнштейна напомнил, что время уже позднее. «Что можно сделать? — ответил Рав Файнштейн. — Ведь передо мной стена!» Для Рава Моше Файнштейна нарушить запрет было так же невозможно, как пройти сквозь стену.

Рассказывают о Раве Исраэле-Яакове Каневском зацал: однажды он собирался выпить чаю, поднес уже стакан ко рту, но кто-то из семьи заметил, что в чай попали мошки. Рав ужаснулся и поблагодарил того, кто уберег его от нарушения. И на следующее утро сказал, что ночью не мог заснуть от страха: что было бы, если бы его не предупредили. Ведь тогда он обязательно нарушил бы Закон! У разных людей разные уровни благоговения перед Б-гом. Поднять наш уровень — в наших возможностях.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?