Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Барух Даян а-Эмэт!

Редакция Толдот.ру с прискорбием сообщает, что 25 нисана 5779 года (30 апреля 2019) в Нью-Йорке в возрасте 90 лет скончался удивительный человек — рав Мордехай Нойштадт, который стоял у истоков движения за помощь советским евреям, возвращающимся к Торе.

Еще в молодые годы, которые рав Мордехай провел в Земле Израиля, он был активным участником в «Зерей Агудат Исраэль» и других организациях, которые помогали сиротам и людям, выжившим в Катастрофе — ведь и он сам чудом уцелел от уничтожения фашистами евреев Европы.

Вначале он работал директором первой школы для девочек из сефардских ортодоксальных семей. А в 1965 году рав и его жена переехали в Америку и открыли там туристический бизнес.
В США Рав Нойштадт возглавил легендарную организацию «Ваад Ацала», которая еще во время Катастрофы спасала евреев, и вскоре инициировал проект «Шлихим», который в конечном итоге был преобразован в организацию «Ваад Ле-ацалат Нидхей Исраэль» («Комитет по спасению»).

Как это начиналось? В конце 70-х годов рав Нойштадт посетил Россию. Зайдя в синагогу, он увидел молодых людей, которые так жаждали учить Тору, но не имели для этого никаких возможностей. Этот визит изменил его жизнь и жизни многих евреев Москвы, Ленинграда, Тбилиси и Вильнюса и других городов Советского Союза.

Движение за выезд советских евреев существовало в США и в других странах Запада начиная с 60-х годов, но оно было чисто политическим, а не религиозным. Его целью было заставить советское правительство выпустить евреев из страны, а не рассказать евреям о том, что такое еврейская жизнь. Большинство еврейских интеллектуалов и ученых, ставших активистами движениями за выезд в 60-е и в начале 70-х, не приблизились к Торе и заповедям.

И только в 1980-х годах, под бдительным оком КГБ, «Ваад Ле-ацалат Нидхей Исраэль» во главе с равом Нойштадтом стала предпринимать шаги по возвращению к Торе евреев России, отправляя в СССР сотни раввинов и учителей Торы, всеми правдами и неправдами передавая тфилин, талиты и книги тем, кто в них так нуждался.

Рав Мордехай Нойштадт в течение многих лет помогал советским евреям вновь открывать их наследие. Он планировал тайные уроки Торы «на квартирах», инструктировал посланников (эмиссаров), как добираться до нужных мест незамеченными, где прятать книги и тфилин и что отвечать на вопросы таможенников и милиционеров. Некоторых учителей арестовывали агенты КГБ, изгоняли из страны, но все равно новые учителя приезжали, поддерживая связь с отказниками, учителями Торы и иврита в разных городах СССР.

Рассказывают, что однажды сам рав Мордехай Нойштадт вез в Советский Союз четыре комплекта тфилин. На вопрос таможенника во время досмотра в московском аэропорту, он, не моргнув, ответил:
— Один комплект для меня, один — для моей жены. Один на будни, а другой на субботы и праздники.
К счастью, таможенник не знал, что женщины тфилин не накладывают вообще, а мужчины — в субботу и праздники

Рав Бенцион Зильбер и рав Мордехай Нойштадт, диннер Толдот Йешурун в NYР. Бенцион Зильбер и р. Мордехай Нойштадт (справа) на диннере Толдот Йешурун в Нью-Йорке

Усилиями Рава Нойштадта русское еврейство спаслось от полного духовного уничтожения. И после падения «железного занавеса» рав Нойштадт и его жена продолжали помогать своим подопечным, переехавшим в США и в Израиль, вживаться в новую для них среду. Рав Нойштадт выступал инициатором открытия ешив, колелей, образовательных центров — специально для евреев из России, и продолжал им помогать.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?