Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Необходимость делать ограду для Торы

«Не хотел Адам сказать Хаве так, как сказал ему Всевышний (запрещено есть плод, но не запрещено трогать его), но так сказал ей (что нельзя трогать) и сделал ограду для своих слов бо́льшую, чем сказал ему Всевышний… Потому что хотел хранить себя и Хаву от дерева, даже от прикосновения к нему» (Авот дераби Натан).

Ограда относится к качеству осознания (даат)

«И делайте ограду для Торы» (Пиркей Авот 1:1). «Эта область не связана со способностями к постижению или к рассуждению, а лишь с тем, что у человека не хватает знаний. И если ради такого человека не выстроить “ограду для Торы”, он будет (по незнанию) совершать преступления. Для них сказано: И делайте ограду для Торы. Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом, и его разум находится в теле. И если не сделать ограду для заповедей Торы, он придет к нарушению Торы» (Маараль).

Установление ограды для Торы соответствует качеству даат

«Все это относится к человеку из-за того, что он обладает телом». И поэтому в нем может быть смешение добра и зла, «сознание зла». Поскольку человек обладает телом, в месте соединения души и тела может войти в него зло, отделить его от связи с душой, подмешать зло в саму его структуру. Поэтому необходима ограда, чтобы оградить его от привнесения зла снаружи, чтобы поддерживать правильную связь разума и эмоций. Здесь, в вопросе ограды, и случилось испытание Адама — вхождение в него зла от змея.

«Проламывающего ограду укусит змея» (Коэлет 10)

«Всякий, кто нарушает слова Мудрецов, повинен смерти» (Брахот 4). «Ибо установления наших учителей называются “оградой для Торы”. Они отделяют человека от греха… и когда он грешит и устраняет ограду, происходит уничтожение формы и восполнения… ибо охрана есть восполнение заповеди. И потому приходит на него тоже исчезновение и смерть, поскольку он уничтожает форму и восполнение… Ибо посредством ограды мудрецов осуществляется различие между вещами… и это считается формой вещи. А поскольку всякая форма есть различие между вещами, то, убирая различие, человек аннулирует форму» (Маараль).

Следует поразмыслить над этими словами. Ведь какое восполнение можно добавить к заповедям Творца?! Разве им чего-то недостает без ограды Мудрецов?

Заповеди — соединение неба и земли

Но дело вот в чем. Заповеди сами по себе, несомненно, совершенны. Недостаток же находится в человеке, в его соединении с системой заповедей.

Выше мы говорили о том, что суть заповедей — в соединении высших и нижних миров, неба и земли, духовного и материального. Они соответствуют человеку, сущность которого также в этом соединении.

Цель руководства Торы — это заповеди. Они относятся ко всему материальному миру в пространстве и времени. Они объемлют всю жизнь человека от рождения до смерти. Они задуманы для присоединения к человеку, к самой его жизни в этом материальном мире. Они соединяют всю структуру человека с волей Творца.

Ограда есть инструмент, помогающий человеку прилепиться к заповедям Торы

«Когда установил Шломо (царь Соломон) эрув и омовение рук, вышел голос с Неба и сказал: “Сын Мой, если мудро твое сердце — возвеселится и Мое сердце тоже”… Вначале Торы была подобна сосуду без ручек, пока не пришел Шломо и не сделал ей ручки» (Эрувин 21).

Ограда — это ручка. Она делает сосуд совершенным, но не со стороны самого себя, а со стороны его использования человеком. Ручка — это восполнение в отношении соединения сосуда с человеком. Такова и суть ограды для Торы. Человек, обладая телом, нуждается в ограде, чтобы иметь возможность присоединиться к Торе.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?