Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изучение мусара и молитва — это путь к полному раскаянию. однако измениться за один день невозможно, полное раскаяние требует времени, и нельзя заранее знать, сколько пройдет времени, прежде чем этот путь принесет плоды.

Небесный Суд — благо для человека

Мы видели, что природа человеческого тела сотворена именно такой ради его блага — он способен испытывать голод, так как должен есть и набираться сил и так далее. Точно так же и будущий Суд над человеком предназначен для его блага. Небесный Суд над человеческими грехами — это не отмщение, а исправление его души, как давно известно. Иногда человек должен пройти медицинскую процедуру, причиняющую ему боль, но ведут к излечению, — так и Небесный Суд причиняет боль, но излечивает человека, ведет его к выздоровлению и к счастливой вечной жизни.

В трактате Хагига (15б) сказано: «Когда умер Ахер (Элиша, сын Авуи), (на Небесах) сказали: “Ни судить его не будем, ни в Будущий мир не позволим ему войти. Судить его не будем — поскольку он занимался Торой. А в Будущий мир не позволим ему войти — поскольку он согрешил”. Сказал раби Меир (его ученик): “Когда ж я умру и добьюсь того, чтобы его могила задымилась?!”».

Раби Меир имеет в виду, что, когда он (умрет и) окажется в Будущем мире, он защитит Ахера и добьется того, чтобы он был приговорен к страданию в Гехиноме, поскольку без них он не сможет обрести удела в Будущем мире. И хотя мы даже представить себе не можем, насколько ужасны страдания Гехинома, все же лучше человеку претерпеть их и обрести Будущий мир. Таким образом, любой приговор Небесного Суда направлен на благо человека. Сравнение его с хирургической операцией не совсем точно. Операция сможет сопровождаться болью, однако лечит не боль, а сама операция. Когда же Небесный Суд выносит приговор, само страдание и есть лечение — и ясно, что стоит претерпеть это страдания ради того, чтобы заслужить вечную жизнь.

Превращение плохого в хорошего — через мусар и молитву

И вот, раз существует заповедь раскаяния, несомненно, существует и способ ее исполнения. И поскольку раскаяться обязан любой, нет сомнения, что любой способен это сделать. Давайте разберемся, какой же тот путь, который поможет человеку добиться полного раскаяния.

Великий мудрец раби Исраэль Салантер пишет, что стать из плохого хорошим невозможно без мусара и молитвы. Изменить взгляды и стремления можно только через изучение мусара. Не изучая мусара, человек не может узнать, в чем состоит его недостаток и как его исправить. Но кроме этого, необходима и молитва о помощи Свыше, и с ее помощью человек заслуживает помощи Небес и может превратиться из плохого человека в хорошего, стать другим. И это изменение может быть настолько разительным, что наши мудрецы сказали (Йома 86б), что даже преступления, совершенные человеком сознательно, превращаются в его заслуги.

Без этих двух вещей раскаяние невозможно. Необходимо изучение мусара, то есть знание о грехе, и молитва о помощи Свыше. Ведь тот, кто не просит о помощи, и не получает ее! если человек полагает, что в состоянии сам справиться с дурным побуждением, он как был говорит: «Я готов сам пустить стрелу в глаз Сатана», а в Талмуде (Кидушин 81а) разъясняется, что так говорить запрещено; и причина этого запрета разъяснена там же.

За одно мгновение выходят из тьмы к великому свету

Таким образом, мы узнали, что изучение мусара и молитва — это путь к полному раскаянию. однако измениться за один день невозможно, полное раскаяние требует времени, и нельзя заранее знать, сколько пройдет времени, прежде чем этот путь принесет плоды. Поэтому нужно понять, что же следует делать, чтобы заслужить оправдательный приговор уже сейчас.

Способ достичь этого приведен в книге Шаарей тшува (2:10): «Когда человек услышит наставление мудрецов и их упрек… и примет сердцем все слова их упреков, ничего не упустив, — этот человек за одно мгновение выходит из тьмы к великому свету. Ведь в тот момент, когда он услышит, и воспримет, и поймет сердцем, и раскается, и примет в день, когда услышит, слова упрека, и поклянется поступать только так, как укажут ему знатоки Торы, с этого дня и навсегда остерегаться того, от чего предостерегают “знающие эпохи и времена”, — в этот момент его раскаяние засчитано, и он стал другим человеком. С той секунды, когда он решился на это в мыслях и поклялся в этом в сердце — он приобрел для себя за­слугу и награду за все заповеди и наставления. И благо ему, ибо он оправдался за одно лишь мгновение».

Таким образом, человек может раскаяться, стать баал тшува, в единый миг, если он поистине почувствует, что нуждается в исправлении, и искренне и с полным сердцем обязуется прислушиваться к словам упрека и делать все так, как укажут ему мудрецы; в одно мгновение он выйдет из мрака на великий свет и станет другим человеком. С этого момента он получает такую же награду, как если бы уже исполнил все те заповеди, (которые сейчас обязался исполнять).

Однако все это верно лишь при условии, что человек будет постоянно изучать мусар, каждый день стучаться в его двери. Если он лишь однажды выслушал слова упрека, назавтра он их уже забудет. Поэтому необходимо, чтобы восприятие мусара имело постоянное продолжение, чтобы изучение мусара постоянно продолжалось, чтобы обязанности человека в его мире никогда не забывались. Если это изучение происходит каждый день, со временем меняется сам характер человека, а потому изменяются и все его поступки.

Разумеется, каждый (успешно) изучает лишь то, что на него воздействует, согласно своей природе и своим силам. Но если человек каждый день изучает книги мусара, они не могут не подействовать! А это воздействие ведет человека к коренному изменению. Это и есть легкий способ, непременно ведущий к полному раскаянию и обретению великих заслуг ко дню Суда. Да удостоимся все мы этого!

Элул 5768 года, перевод А. Кутуков


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?