Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Искать Б-га в глубине души, несомненно, не менее естественно, чем пытаться обнаружить Его в окружающем мире

Из последних нескольких аргументов непосредственно вытекает известное доказательство от «реальности Я», которое иногда связывают с именем Блаженного Августина. До сих пор мы пытались показать, что человеку свойственно ощущение упорядоченности его собственного бытия и окружающего мира, а поэтому он стремится установить порядок в общественной жизни. Однако мы упустили из виду едва ли не главное чувство, которое является отправной точкой при любом обсуждении человека. (См. цитату из Честертона в гл. 1.) Человек глубоко убежден, что он «есть». Каждое человеческое существо, за исключением некоторых кабинетных философов, убеждено, что его собственный жизненный опыт — факт неоспоримый и несомненный. Мы не считаем, свои жизни фантомами нашего или чьего-либо еще воображения или обманчивыми химерами дьявольского происхождения. Мы убеждены, что наши жизни реальны. Есть ли какое-нибудь иное основание для этого чувства, кроме предположения о вечно истинном Б-ге, Который гарантирует нам реальность нашего существования?

Доказательство «всеобщим согласием»

Все наши ранее упомянутые аргументы, за исключением первых двух, приводят нас в итоге к популярному доказательству «всеобщего согласия». Этот аргумент краток и, хотя логически уязвим, может оказать определенное воздействие на читателя.

Суть его в следующем: почти все человеческие существа с незапамятных времен верили в ту или иную форму Б-жественности. Надо полагать, что именно «всеобщее согласие» по этому противоречивому положению убеждает нас в том, что оно справедливо. Например, если 99% людей были свидетелями какого-то исторического события, мы можем быть уверены, что оно на самом деле происходило, и с достаточным основанием отвергнем любые противоречащие показания как абсурдные.

Точно так же большинство человеческих существ, столкнувшись с жизнью на нашей планете, отреагировали какой-либо религиозной доктриной. Разве не разумно сделать заключение, что такая реакция небезосновательна? Или, задав вопрос несколько иначе: разве нельзя рассматривать транскультурную, трансисторическую интуицию как показатель объективной реальности?

Предлагаемый аргумент «всеобщего согласия» совершенно явно открыт всякого рода критике, но вместе с другими доказательствами может быть полезен на пути человека к Б-гу.

Доказательство «чувством зависимости»

И вновь мы в мире «внутреннего» доказательства в противовес «внешнему» доказательству «всеобщего согласия». Искать Б-га в глубине души, несомненно, не менее естественно, чем пытаться обнаружить Его в окружающем мире. И человек, и мир — части сложного жизненного опыта, и для «полного познания веры», как назвал это один философ, должно обращаться к обоим, если мы хотим определить соотношения между всеми аспектами человеческого бытия.

Потребность человека положиться «на», зависеть «от», прибегнуть к помощи какого-нибудь трансцендентного источника отмечалась многими религиозными мыслителями. Свойственная человеку слабость и его потребность в вечной опоре — убедительное доказательство существования Создателя. Президент Мохауз колледжа д-р Бенджамин Э. Мейс резюмировал этот аргумент в прекрасной статье, озаглавленной «Почему я верю, что Б-г существует»:

«Я верю в существование Б-га, потому что человек по сути конечен, немощен и нравственно нестоек; он постоянно стремится получить поддержку извне. Самый физически сильный человек относительно слаб. Он ищет помощь, желая стать сильнее. Самый мудрый человек не знает многих вещей и не знает всего о чем-то одном. Человек — создан, и в кризисных ситуациях — неизличимая болезнь, смерть — все мы одинаково беспомощны, независимо от того, бедны мы или богаты, знатны или нет, образованны или неграмотны. И каждый из нас, чтобы стать сильнее, рассчитывает на семью, друзей, государство, природу или что-то еще. Но даже все перечисленное вместе не может удовлетворить желание человека чувствовать себя в безопасности. Возможно, что, не сознавая этого, он тоскует по силе, которая сильнее человеческой, сильнее силы нации. Он тоскует по Б-гу».14

С разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?