Темы: Песах, Свобода, Заработок, Арье Кацин, Рассечение моря
Часто можно слышать: «Зачем соблюдать заповеди? Разве не важнее быть просто хорошим человеком?» Интересно, что в рассказе о выходе евреев из Египта мы находим на это хороший ответ.
«И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа, и сказал народу своему: народ Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте перехитрим его, чтобы он не размножился; иначе, когда случится война, присоединится он к неприятелям нашим и будет воевать против нас, и выйдет из страны…
И призвал царь египетских повитух, имя одной из них Шифра, а другой Пуа, и сказал: когда вы будете принимать (роды) у евреек, то наблюдайте у родительского станка — если это сын, то умертвляйте его, а если это дочь, то пусть живет. Но повитухи боялись Всевышнего и не делали так, как велел им царь египетский, и оставляли детей в живых» (Шмот, 1:8-10,15-17).
Из глубины веков перед нами встают образы самоотверженных женщин, которые, несмотря на смертельную опасность, помогают рожать еврейским матерям. Тора свидетельствует о них: «Но повитухи боялись Всевышнего…» При чем здесь страх перед Творцом? Разве не достаточно просто быть «хорошим человеком», чтобы отказаться убивать детей?
Действительно, люди часто творят добро просто из любви к добру. Но Тора учит нас, что у подобного добра всегда есть предел, для каждого человека свой. Когда делают добро — не оказывают одолжения и не ждут чего-то взамен. Делать добро — это наша святая обязанность перед Всевышним. Именно так понимали это Шифра и Пуа: «Но повитухи боялись Всевышнего и не делали так, как велел им царь египетский, и оставляли детей в живых». Хотя от подчинения воле фараона, возможно, зависела их жизнь, долг перед Всевышним был для них важнее.
Неслучайно именно с этого начинается рассказ о бедствиях евреев в египетском рабстве. Тора указывает нам дорогу к свободе. Страх перед Всевышним привел к тому, что во тьме галута Шифра и Пуа посеяли зерна освобождения, и благодаря им родился Моше, выведший евреев из Египта. В награду за это из их рода вышел царь Давид.
Здесь есть и еще один глубокий смысл. Как вообще можно узнать, верит ли человек во Всевышнего, — ведь это спрятано глубоко в его сердце. Вера, учит нас Тора, проявляется в добрых делах. «Но повитухи боялись Всевышнего». А проявилось это в том, что они продолжали помогать еврейским женщинам при родах. Там, где нет добрых дел, нет и веры. Творящий добро находится на пути к Торе.
Найдутся люди, которые, не долго думая, скажут: «Нет, я в чудеса не верю». А кто-то ответит, что верит… В действительности, ни тот, ни другой ответ сам по себе многого не стоит. Легко сказать «верю» или «не верю», когда речь идет о событии, отстоящем от нас более чем на три тысячелетия и не имеющем к нашей сегодняшней жизни ни малейшего отношения. Ведь ни один из двух ответов нас ни к чему не обязывает…
В Талмуде есть изречение, кажущееся на первый взгляд довольно странным: «Трудно человеку прокормить себя — так же, как трудно было рассечь море».
Представим себе человека, который не сводит концы с концами и бедность которого достигла такого предела, что ему уже не хватает на хлеб. Все возможности достать или одолжить деньги исчерпаны. Отчаявшись, он открывает Талмуд и читает: «Трудно человеку прокормить себя…» Что же говорит ему Талмуд? «Тебе трудно? Да, но ты даже не знаешь, до какой степени тебе трудно! Найти выход в твоем положении не легче, чем совершить чудо рассечения моря!» Бедняк может потерять последние капли оптимизма, а вместе с ними и силы…
Если же мы внимательно вдумаемся в этот афоризм, то откроем для себя нечто новое в понимании основ еврейской веры. Талмуд связывает чудо, совершившееся свыше трех тысяч лет назад, явившееся громадным духовным событием в жизни нашего народа, с повседневной жизнью человека, с ее обыденными проблемами. Если ты веришь в чудо рассечения моря, каким бы невероятным оно тебе ни казалось, то ты тем более поверишь в способность Всевышнего разрешить море стоящих перед тобой и кажущихся неразрешимыми проблем. Очевидно, ты не можешь верить в чудо на море и при этом по отношению к своим проблемам оставаться пессимистом, — а если можешь, то такое противоречие не соответствует основам еврейской веры.
В заповеди уничтожения хамеца (квасного) перед Песахом содержится намек и на изгнание «кислого» из своей души — пессимизма, неверия, дурных наклонностей.
Если ты полон оптимизма, если ты веришь, что Тот, Кто рассек море перед нашим народом, продолжает каждое мгновение управлять миром, то ты не дашь отчаянью вкрасться в твою душу, поскольку знаешь, что в Его силах разрешить любые твои проблемы. Это и есть вера в чудо рассечения моря, обязывающая нас помнить о Всевышнем в повседневной жизни.
Тора называет праздник Песах праздником мацот. Изменив огласовку, можно прочитать это как праздник мицвот — заповедей. Наивысшей степенью выражения еврейского оптимизма и является изучение и выполнение законов Торы. Праздник Песах — это и праздник самой первой мицвы, с которой Всевышний обратился к своему народу еще в Египте,— мицве жертвоприношения ягненка, которого Тора назвала просто «песахом». Выполнившие ее, вышли из Египта, став народом Израиля, празднующим из поколения в поколение праздник мацот — он же праздник мицвот.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?