Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды.

Поскольку в Ту би-Шват принято есть много разных плодов, следует внимательно изучить правила, согласно которым мы благословляем плоды до и после еды, чтобы, не дай Б-г, не совершить ошибку и не произнести неверное или напрасное благословение.

Перед тем, как съесть плод фруктового дерева, — будь то в середине трапезы или нет — необходимо произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший плод дерева». Никакое другое благословение не может его заменить — даже благословение на хлеб, с которого мы начинаем трапезу.

Тот, кто собирается съесть несколько видов фруктов, должен начать с самого важного из них и, разумеется, произнести благословение именно на него.

Фрукты, которыми славится Эрец Исраэль, являются более важными, чем все остальные. Сами они располагаются в порядке важности следующим образом: оливка, финик, виноград, инжир, гранат. Критерием важности является близость названия плода к слову «земля» в стихе Торы (Дварим, 8 — «…в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока»). В любом случае, благословляют (и едят первым) самый важный из имеющихся плодов.

Не благословляют еду или питье, если они еще не стоят перед нами. Тот, кто произнес благословение до того, как плоды были поданы на стол, должен будет произнести благословение еще раз. Однако если известно, где находится еда, и благословляющий заранее намеревался туда перейти, то второй раз произносить благословение не надо.

Тот, кто уже произнес благословение, не должен произносить его еще раз, если к столу подали другие фрукты. Однако относительно некоторых случаев мнения наших мудрецов разошлись, поэтому лучше всего заранее решить, произнося благословение, что оно будет распространяться как на те фрукты, которые уже стоят на столе, так и на те, которые будут к нему поданы.

Если в числе других плодов есть такой, который мы еще не ели в этом году, то начинают с него, произнося при этом два благословения: Шегехеяну и «Сотворивший плод дерева».

Тот, кто по ошибке не произнес благословение Шегехеяну на такой плод и уже попробовал его, упустил возможность произнести его в этом году.

Не произносят Шегехеяну на фрукты, являющиеся продуктом скрещивания двух разных видов растений.

Тот, кто имеет возможность выбрать между несколькими видами «новых» для себя в этом году плодов, начинает с самого важного и благословляет все эти плоды, произнеся Шегехеяну один раз (так же как один раз произносится благословение «Сотворивший плод дерева»).

В том случае, когда на столе стоят как плоды, на которые необходимо произнести Шегехеяну, так и плоды, которые мы уже ели в этом году, то мы начинаем с «новых» для нас плодов, только если они одновременно и более важные. Однако если на столе стоит, например, виноград, который мы уже ели в этом году, и яблоко, которое мы еще не ели, то мы начинаем с винограда, произнося только «Сотворивший плод дерева», а затем переходим к яблоку, произнося только Шегехеяну. Следует отметить — в этом случае существуют и другие распространенные обычаи.

Если мы ели плоды во время трапезы, то после ее окончания необходимо произнести биркат гамазон — обычное благословение после еды. Если же мы ели фрукты отдельно, то если среди них были виды, которыми славится Эрец Исраэль, необходимо произнести благословение «За землю и ее плоды», а если их не было — благословение «Создавший множество существ».


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?