Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наша речь в субботу не должна быть подобна будничной. Нельзя говорить о том, что собирается говорящий делать после субботы.

8. «…И говоря о них»

Из того, что написано: «…и говоря о них», мы учим, что наша речь в шабат не должна быть подобна будничной. То есть запрещено говорить в шабат о том, что собирается (сам говорящий) делать после шабата, если это действие запрещено в сам шабат хотя бы только дерабанан. Подобно запрету «не занимаясь своими делами» нам запрещено говорить таким образом, что из самих наших слов станет совершенно ясно, что действие будет сделано запрещённым в шабат способом. Однако разрешается говорить об этом таким образом, чтобы можно было бы, хотя и с натяжкой, понять, что человек собирается сделать данное действие разрешённым в шабат способом. И даже если сам говорящий всего этого не подразумевает — в таком случае его слова выходят из рамок запрещённых речей и получают статус обдумывания, что не запрещено в шабат.

Пример. Если кто-либо собирается ехать по окончании ша-бата на большое расстояние запрещённым в шабат образом, например на поезде, он не должен говорить, что поедет на поезде, но пусть скажет, что собирается добраться после шабата туда-то и туда-то. Таким образом, он не говорит напрямую, что поедет на поезде, а то, что он сказал «добраться», включает в себя возможность и того, что говорящий доберется туда разрешённым способом, то есть пешком. И даже если пункт назначения находится за пределами тхума, поскольку можно добраться туда пешком, если вдоль дороги стоят небольшие строения (бурга-ним), каждое из которых не удалено от соседнего более чем на 70 амот, его речь уже не расценивается как будничная, и к ней не относится запрет «и говоря о них». Точно так же разрешается попросить принести какую-либо вещь по окончании шабата даже из ршут арабим, так как и в этом случае можно расценить требуемое действие как разрешённое в шабат. Ведь если там будут мехицот, в самом действии уже не будет нарушения запрета переноса, и поэтому нет уже в сказанных словах противоречащего шабату духа.

9. Малозначимые речи

Но не все разговоры, касающиеся будничных дел, запрещены со стороны «и говоря о них», а только те из них, которые могут касаться нас в будущем. Например, если говорят, что собираются сделать некоторое дело завтра. Зато разрешается говорить о том, что нас уже не касается, даже если при этом упоминаются запрещённые в шабат действия. Следовательно, разрешается рассказывать другому еврею (если это не касается будущих поступков собеседникаи он не собирается приобрести себе подобную вещь), как вы купили некоторую вещь и сколько заплатили за нее и т.п. Ввиду того, что подобная информация уже не касается будущего, такая речь выходит за рамки запрета и расценивается, как обычный рассказ. Тем не менее в книгах написано, что необходимо стараться сокращать и подобные разговоры, так как разговоры в шабат должны соответствовать духу дня, тем более что подобные речи входят в категорию праздных речей и будничных разговоров, о которых наши мудрецы предостерегали, что их необходимо максимально сокращать в шабат.

10. Разговоры, связанные с заповедями

Как и выше, в ходьбе и занятии различными делами в шабат, где мы разделили между просто заботами и заботами, связанными с заповедями, которые нельзя отложить до окончания ша-бата, так и в отношении вещей, связанных с речью («и говоря о них») мы проводим подобное различие. В результате, разрешается говорить в шабат о вещах, связанных с выполнением заповедей (или с нуждами общины), которое нельзя отложить до окончания шабата, даже если речь идет о запрещённых в шабат вещах. Таким образом, разрешается говорить в шабат о сватовстве, о заботах, связанных с обучением мальчиков Торе; разрешается даже обратиться к учителю Торы с предложением работы. Также разрешается в шабат объявить о пожертвовании даже с упоминанием его суммы (когда в этом есть необходимость). И все потому, что эти вещи расценивают как «дела небесные». И несмотря на то что выше мы разрешили только такие «дела небесные», которые нельзя отложить до окончания шабата, это не касается упомянутых примеров: такие заповеди не стоит откладывать, даже если это кажется возможным, поскольку уже известно, что, отложив их хотя бы и на небольшое время, можно вообще легко потерять возможность выполнить их. И понятно, что все зависит от каждого конкретного случая.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?