Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рабейну Хаим-Йосеф-Давид Азулай (Хида) в книге «Нахаль кдумим» приводит аллегорическое толкование первых фраз главы.

Судей и смотрителей поставь себе во всех воротах твоих, которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе, для колен твоих; и рассудят народ судом справедливости. Не криви судом, не узнавай лиц (не лицеприятствуй) и не бери взятку, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает речи праведные. Правду, правду преследуй, чтобы ты жил и овладел землей, которую Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе.

Объяснил р. Хаим Виталь (главный ученик Аризаля): Есть у человека несколько «ворот». «Ворота зрения», «Ворота слуха», «Ворота обоняния», «Ворота речи», «Ворота осязания». И должен сделаться человек самому себе судьёйдля всех деяний своихи раскрыть глаза свои (на собственные поступки). И поэтому сказано: «Судей и смотрителей поставь себе» (титен леха תתן לך) — [сказано] в единственном числе, ибо это для каждого человека из народа Израиля говорится, и [означает фраза] «поставь себе во всех воротах своих», что всякий человек должен установить заграждение (гедер גדר) во всех «воротах» своих[1]. Например, не смотреть на нескромное, не слушать слова запретные (злословие, ругательства и пр.) и т.д., и тогда он сам — не будет говорить запретное, не пойдёт совершать грех, не прикоснётся к запрещённому. И — мера за меру — он тогда удостоится того, что откроют ему ворота 310-ти миров (310 — гиматрия слова «Шай (שי)», т.е., «Дар» — количество миров, духовных уровней, даруемых праведнику в лучшем мире: в последней Мишне Талмуда, трактат Укцин, гл. 3, это выводится из 8-ой гл. «Притч» царя Шломо)… И когда поднимается душа — если удостоилась, открывают ей (ворота), а если нет — отталкивают её и запирают ворота перед ней (как описывается в Зоhаре, гл. «Хаей Сара»). И тот, кто будет разумен (яскиль ישכיל), исправится при жизни своей, и откроют ему ворота высшие, — это слова р. Хаима Виталя.

И можно завершить разъяснение отрывка сообразно мнению его (р. Хаима): «Судей и смотрителей поставь себе… для колен твоих (ли-шватеха לשבטיך)», — это страдания (слово «шевет» («колено») переводится и как «жезл», тут — карающий), как разъясняется в Мидраше «Шохар Тов» стих (из 23-го Псалма) «Жезл Твой, посох Твой — они успокоят меня»: «жезл твой» — это страдания. Следует раздумывать и рассуждать о страданиях — зачем они пришли[2]. И это смысл написанного: «Судей и смотрителей поставь себе… для страданий твоих», — страданий, «которые Б-г, Вс-сильный твой, даёт тебе», ведь это — качество Милосердия Его, — «так, как мучает (наказывает) человек сына своего» (цитата из гл. «Ваэтханан»), — чтобы пробудить дремлющее сердце к совершению Раскаяния. «И рассудят народ», — намёк на органы тела человека. «Судом справедливости», — если они (органы тела) согрешили — наказывать и мучать их (самоограничением и постом).

«Не криви судом», — не ищи самооправданий (аль тевакеш санигрон אל תבקש סניגרון). Ибо, хоть и [сказали мудрецы] (трактат Ктубот, лист 105), что «не видит человек вины за собой», [всё-таки преуспеет], если посмотрит хорошенько, с углублённостью прямой и судом истинным (бе-июн яшар ве-дин hа-эмет בעיון ישר ודין האמת). «Не узнавай лиц», — не следуй за тем, что видно глазу (за внешим впечатлением) — по виду аргумента Змея Первого, когда Хава увидела, что Древо «страсть для глаз»[3]. «И не бери взятку», — ведь часто совершает [человек] грех и преуспевает (имеет успех в жизни), и это — взятка сил зла (шохад ситра ахраשוחד סטרא אחרא ). В действительности же это (этот успех) — на недолгое время: заметь золотые слова, сказанные мудрецами: «Час благоприятен ему» (сказано в трактате Мегила, лист 7, о злодее, которому сопутствует удача), сказано именно «час (шаа שעה)», т.е., время краткое. «Ибо взятка ослепляет глаза мудрецов», — сколько очень великих заблуждались из-за своего злого начала и пробуждались (потом осознавали)[4]. «И искажает речи праведные», — ведь [взятка сил зла (т.е., успех злодеев)] искажает в глазах человека слова мудрецов Торы, и кажется ему, что они неправильны. «Правду, правду преследуй», — Тору Письменную и Тору Устную (поэтому повторено слово «правда») «Чтобы ты жил и овладел землей», — «Землёй Жизни» (так в Книге Зоhар называется лучший духовный мир).


[1] Слово «Шаар (שער)» (ворота) часто используется в Талмуде в значении «цена», «оценка» (например, выражение «йаца hа-шаар» из 5-ой гл. трактата Бава Меция переводится как «стала известна цена»). Т.е., по самой этимологии выражения «ворота зрения», «ворота слуха» — могут быть переведены как «оценка зрения», «оценка слуха», и в данном случае речь о самооценке.

[2] Т.е. в контексте стиха из Псалма «успокоение» — не столько прекращение страданий, сколько осознание их причин.

[3] Как правило, из-за силы влияния «злого начала», первое внешнее впечатление человека ошибочно.

[4] Праведный царь Шаул долго преследовал Давида как изменника, а потом раскаялся: в его собственных благих намерениях защитить страну от гражданской войны, не допустив двоевластия, была примесь простого желания сохранить корону.

Из «Книги для изучения Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?