Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У Кораха было несколько претензий. Первая связана со Служением Творцу, которое раньше осуществлялось первенцами всех семей народа.

Рассмотрим разъяснение восстания Кораха против Моше, данное в книге «Цафнат Панеах» р. Йосефа ди-Тарани (Маhарит).

И взял Корах (Раши: взял себя, чтобы отделиться от общины и оспаривать священство Аарона. Рамбан: взял задумку («эца», [עצה] т.е., букв. «совет», — возможно намекает, что бунт был чьим-то советом; как объяснено в Талмуде, трактат Санhедрин, лист 110, Кораха подтолкнула к восстанию супруга) в сердце своё сделать, то, что рассказывается, ибо «взятие» говорит о совете и мысли), сын Йицhара, сын Кhата, сын Леви (Раши: и не написано: «сын Яакова», поскольку Яаков помолился, чтобы его имя не упоминалось в связи с распрей Кораха, как сказано (Берешит, 49): «С общиной их не объединится душа моя!"), и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелеса, сыновья Рувена (Раши: поскольку колено Рувена стояло в лагере на юге рядом с семьёй Кhата (Левиты, как остальные колена, стояли с четырёх сторон от Переносного Храма, только ближе к нему), присоединились к восстанию его, как сказано: беда злодею, беда и его соседу). И встали перед Моше, и люди из сынов израилевых — двести пятьдесят (Рамбан: все были первенцами), князья общины, созываемые ко времени, люди именитые. И собрались на Моше и Аарона, и сказали им: “Много вам (рав лахем רב לכם)! (Раши: намного больше, чем следует, взяли вы на себя величия) Ибо вся община — все они святы, и среди них — Б-г (Раши: все слышали Заповеди у Синая из Уст Могущества (т.е., от Творца)), и почему вознеслись вы над общиной Б-га?!” (Ор hа-Хаим: в частности, вы говорите, что будет умерщвлён каждый приближающийся к месту Служения Аарона, и недостойно настолько унижать общину святую). И услышал Моше, и пал на лицо своё (Раши: из-за спора. Ведь это уже было четвёртым проступком в их руках: согрешили с тельцом — Моше умолял [простить]; с роптавшими (Бамидбар, 11:2) — Моше молился; с разведчиками — Моше обращался к Б-гу; в распре Кораха ослабли руки Моше…). И сказал Кораху и всей общине его, говоря: “Утром возвестит Б-г о том, кто — Его и свят (чтобы быть священником), и приблизит к Себе, и того, кого выберет, приблизит к Себе”.

Пишет р. Йосеф ди-Тарани: “Следует понять, каков смысл сказанного общиной Кораха: разве было скрыто от их глаз величие Моше и Аарона — их пророчество, их мудрость, известная всему Израилю? И какой смысл в словах "вся община — все они святы", т.е. как объясняет Раши, “все слышали Заповеди от Творца”: разве из-за этого следует уравнять всех и разрешить юнцу позорить старца, а легковесному — почтенного? Также следует понять ответ Моше: "Утром возвестит Б-г… кого выберет, приблизит к Себе".

Представляется, что у Кораха было несколько претензий. Первая связана со Служением Творцу, которое раньше осуществлялось первенцами всех семей народа (они были священниками, а после греха Золотого Тельца, в котором первенцы, в отличие от левитов, участвовали, Служение было передано левитам, а из левитов была выделена — для главного Служения — семья Аарона, "коhаним"). Сам Корах тоже был первенцем, и пришёл с сильной претензией: если стали непригодными для Служения первенцы остальных колен, то почему та же участь постигла первенцев колена Леви, не поклонявшихся тельцу (и основная Храмовая Служба была передана именно семье Аарона, который как раз — пусть невольно, по ошибке — однако же принял участие в изготовлении золотого тельца)?

На что Моше ответил следующими аргументами (слова Моше см. в продолжении текста главы — Бамидбар, 16:8-11). Уровень Левитов, которого они удостоились после отстранения первенцев от Служения, выше, чем уровень первенцев, по трём причинам. Во-первых, поскольку теперь выделенным является всё колено Леви, а не только первые сыновья. Во-вторых, потому что Служение первенцев было только на личных жертвенниках (до построения Переносного Храма), а служение Левитов — в Переносном Храме (ведь как объяснено на 11-м листе трактата Арахин, песнопения Левитов являются Служением). И, в-третьих, потому что Служение первенцев было только для их семей, а Служение Левитов — для всего народа сразу. Поэтому Моше говорит: "Слушайте, пожалуйста, сыны Леви (т.е., Моше обратился именно к Левитам, чтобы напомнить им об их преимуществах)! Мало ли вам, что выделил Б-г Израиля вас, чтобы приблизить вас к Себе (т.е., для Служения в Храме — то, чего не удостоились первенцы, служившие только на личных жертвенниках), и стоять перед общиной, чтобы служить (т.е., исполнять не личную, как первенцы, а общественную работу)… И приблизил тебя, и всех твоих братьев-левитов с тобой (т.е., не только ты, Корах, будучи первенцем, можешь служить, а все Левиты, всё колено избрано для Служения; слово “всех” указывает, что даже увечные левиты могут служить в Храме, в отличие от сыновей Аарона — коhенов, и поэтому Служение левитов предпочтительно), а вы просите также и священства?[1]

Вторая претензия общины Кораха связана с самим политическим устройством народа: восставшие полагали, что несправедливо, когда несколько человек воцаряются над всеми остальными. Надо обратить внимание на формулировку: "Вся община — все они святы” (подчёркивается "все они"). И смысл в том, что народ Израиля избран именно потому, что он — народ единый (ам эхад עם אחד), монолит — как одно тело с одной душой, как сказано (в начале книги Шмот о народе, пришедшем в Египет): "Семьдесят душ (слово “душ” написано в единственном числе (нефеш נפש), т.е., букв.: “семьдесят — [одна] душа”)». Именно поэтому расположил Святой, благословен Он, Присутствие Своё среди них, как сказано (в гл. «Итро» о начале Синайского Откровения): "И расположился там Израиль (Раши: как один человек с одним сердцем) около горы", и сказано (в конце Свитка, когда Моше благословляет колена): "И будет у прямодушного Царь", когда будет? Сказано (конец того же стиха): "При собрании глав народа", т.е., когда все вместе. Именно поэтому все должны быть равны — как один, друзья, чтобы никто не выделялся из общины и не возносился над ней, Равенство — необходимое условие Единства. Из-за этого Корах сказал Моше и Аарону: "Много вам! Вся община, — все они святы (то есть, именно потому что все они вместе, они святы), и среди них — Б-г (и именно поэтому среди них — Б-г), и почему вознеслись вы над общиной Б-га?!", ведь это выделение из среды остальных сынов Израиля нарушает Единство народа!

Сказал им Моше: "Утром возвестит и т.д.". Сказано в Мидраше Танхума: «Границы установил Святой, благословен Он, в мире Своём. Можете вы перевернуть утро и вечер? Тогда сможете и отменить выделение Аарона (одинаковые формулировки используются для разделения частей суток в гл. “Берешит” и для выделения Аарона для Служения в 23-ей гл. Первой Книги “Диврей hа-Ямим”)». Несмотря на то, что Мироздание — это единое строение, всё-таки выделил Творец то, что властвует внутри мира, как сказано (в гл. «Берешит» о светилах): "И поместил их Б-г в своде небес — светить на землю и властвовать днём и ночью".

Так и в народе Израиля — несмотря на то, что все они — как одно тело, должны подчиняться главе народа и семидесяти старейшинам, называемым в Торе «глазами общины»…


[1] Поучительная ситуация: именно Левиты, выделенные Б-гом, недовольны своим положением. Казалось бы, они итак выше и значительней остальных шестисот тысяч еврейских мужчин, однако поскольку над ними всё-таки есть ещё четыре человека (Моше и Аарон с двумя сыновьями), они восстают.

Из «Книги для изучения Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?