Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Писатели эпохи Гаскалы начали воспевать сельский труд. Начали появляться сельскохозяйственные коммуны и еврейские социалистические организации.

Кроме идеи еврейского национализма, евреи Восточной Европы мечтали о возврате на землю, к сельскому труду. Реагируя на слишком быструю индустриализацию8 и урбанизацию, многие русские евреи лелеяли пасторальные картины спокойной, достойной и размеренной жизни земледельца, добывающего хлеб своими руками. В Европе всегда были евреи фермеры, но крестьяне в России были грубыми, неграмотными, жестокими и не могли служить примером для подражания евреев. И все же новая философия жизни распространялась среди евреев, сельский труд был для них окружен ореолом святости. Такие писатели как А.Д. Гордон9 и Й.Х. Бренер10 с мессианским трепетом воспевали его благородство. Они говорили, что еврейский народ никогда не решит «еврейской проблемы», если евреи будут оставаться ремесленниками, торговцами, финансистами. Только работая в поте лица на засоленной земле, возрождая ее плодородие, они смогут возродить и себя. Еврейские сельскохозяйственные коммуны, центры обучения земледелию, учебники сельского хозяйства на иврите и идише, все это приобрело популярность. Возникли общества для поддержки поселенческой деятельности евреев в России, Палестине, Аргентине и США.11 В 19 веке романтизация сельского труда12 стала частью еврейской мечты.

Жажда социальной справедливости, один из важнейших вкладов иудаизма в цивилизацию, выразилась и в активных еврейских движениях девятнадцатого века. Создание трудовых союзов с подъемом социализма и интенсивной индустриализацией в Европе оказалось особенно привлекательным для евреев.

Еврейская федерация рабочих — Бунд13 — была очень популярной, сильной и эффективной в защите прав еврейских рабочих. Несмотря на левизну и агрессивность, она обладала большим влиянием в массах, но яростная антирелигиозная направленность вывела ее из основного русла еврейской жизни, хотя на вершине развития она привлекали сотни тысяч сторонников. Бунд хотел реформировать общество, уменьшить эксплуатацию большинства меньшинством, сбалансировать привилегии капитала и права рабочих — это привлекало идеалистическую еврейскую молодежь. Евреи присутствовали и во всех интернациональных рабочих организациях в России, Западной Европе и США.14 В двадцатом веке участие евреев в мировом рабочем движении, в профсоюзных организациях имело большие политические последствия для еврейского народа в стране Израиля и диаспоре.

Отношение сил меняется

Мобильность нового мира с железными дорогами, пароходами, новые страны и колонии повлияли на евреев. Эмиграция, которая всегда была одним из решений, хоть и не совершенным выходом из бедственного положения евреев, теперь привлекала еще сильнее. Массы восточноевропейских евреев знали, что исполнения их чаяний при русском царе не достичь. Дезорганизация жизни и общества в царской России заставила евреев серьезно подумать о том, чтобы оставить «старый дом».15 С 1870 года волны эмигрантов начинают покидать черту оседлости, но население евреев в России продолжало быстро расти, так что общая численность оставалась неизменной, несмотря на эмиграцию. Ощущение движения вокруг и больших возможностей, которые открывались в разных странах, теперь ставших близкими, возбуждало у евреев «желание двигаться». Хотя инерция, религиозные опасения, иммиграционная квота,16 отсутствие денег и опасности путешествия умеряли энтузиазм, эмиграция из России стала доминирующим фактором, оказывая влияние на жизнь евреев всего мира. Это было началом конца европейского еврейства.

В новых движениях светское еврейство играло ведущую роль. Еврейский национализм, интерес к сельскому хозяйству, рабочие союзы и иммиграционные общества были вотчиной светских евреев. Эта деятельность в значительной мере замещала религиозную жизнь и меняла соотношение сил в еврействе. По иронии, хотя социальные призывы к идеализму и справедливости коренились в фундаментальных ценностях и мировоззрении Торы, это, как и в 20 веке с сионизмом, не помешало новым движениям повернуться против Торы.

Ярость и последовательность светской атаки на традиционных евреев — одна из тайн современной еврейской истории. Еврейский мир никогда не был монолитным, но в начале 20 века раскол и накал страстей был так силен, что не действовали никакие общие призывы и подходы. Опьяненные новизной, светские евреи стремились разрушить вечные ценности древнего наследия. А традиционные евреи, испуганные атакой на основы веры, всеми способами защищали древние устои и образ жизни. Дом рушился, обломки падали в разные стороны.


8 В конце девятнадцатого века индустриализация в России шла намного быстрее, чем в других странах Европы. Она была далеко позади в начале века, но в конце стала одной из ведущих индустриальных держав мира.

9 Аарон Давид Гордон (1856—1922) — «пророк» возвращения еврейского народа к сельскохозяйственному труду. Он был маскиль, агностик, но верил в почти сверхъестественную важность такой работы для евреев. Его энтузиазм вдохновил создание киббуцного движения.

10 Йосеф Хаим Бренер (1881—1921), радикальный социалист, замечательный поэт и писатель. По его имени назван известный киббуц Гиват-Бренер, который служил экспериментальной базой его социальных и сельскохозяйственных планов. Его убили арабы в погроме 1921 года.

11 Барон Морис де Гирш (1831—1896) — ведущий филантроп и спонсор еврейской колонизации во всем мире. Он верил: «Все наши беды из-за того, что евреи хотят подняться слишком высоко. У нас слишком много интеллектуалов»! Альянс исраэлит универселъ, основанный в Париже в 1860 году, призванный «защищать гражданские права и религиозные свободы евреев», поддерживал еврейскую колонизацию и создал первую сельскохозяйственную школу для евреев в Палестине, Микве Исраэль, в 1896 году.

12 В замечательной автобиографии «Жизнь в наши времена» Джон Кеннет Гэлбрайт делает любопытное замечание. «Фермеры изучали сельское хозяйство в колледжах, в большинстве своем, чтобы им потом не заниматься. А загородные жители, наоборот, собирались стать фермерами. Они вышли из состоятельных семей, которые владели какими-то землями. И их сыновья влюблялись в коней, скот и акры земли и решали делать на этом карьеру». Это отчасти объясняет, почему евреи, которым в России запрещали владеть землей, так стремились заниматься сельским хозяйством в начале двадцатого века, а их потомки через полвека оставляли это занятие.

13 В США была аналогичная организация — Арбайтер ринг — еврейский Рабочий кружок. Как и Бундовцы, их культура была идишистской, а в политике и экономике они были социалистами, при этом антирелигиозными. Они устраивали танцы и банкеты в Йом Кипур. Их главной газетой была «Джуиш дэйли форвард», которая также обеспечивала сеть социалистических клубов и школ на идиш.

14 Основателем Американской федерации труда был еврей, иммигрант Самуил Гомперс. В профсоюзах текстильщиков преобладали евреи, как среди членов организации, так и в правлении. Давид Дубинский, Сидней Хиллман и другие евреи были сильными и влиятельными профсоюзными деятелями в США до середины двадцатого века. Леон Блюм во Франции, Лев Троцкий в России и Роза Люксембург в Германии были лидерами профсоюзного движения, социалистами и социальными революционерами.

15 На идиш дер алтер хайм — ностальгическое название места рождения, которое приходилось покидать

14 Основателем Американской федерации труда был еврей, иммигрант Самуил Гомперс. В профсоюзах текстильщиков преобладали евреи, как среди членов организации, так и в правлении. Давид Дубинский, Сидней Хиллман и другие евреи были сильными и влиятельными профсоюзными деятелями в США до середины двадцатого века. Леон Блюм во Франции, Лев Троцкий в России и Роза Люксембург в Германии были лидерами профсоюзного движения, социалистами и социальными революционерами.

15 На идиш дер алтер хайм — ностальгическое название места рождения, которое приходилось покидать.

16 Число иностранцев, которым страна разрешала у себя поселиться в течение года.

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?