Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше Гесс и Леон Пинскер подготовили историческую почву для еврейских социалистических движений. В Западной Европе еврейское население надеялось на равноправие.

В новом мире чувства европейских масс стали вырываться наружу. Социальная революция, экономические перемены, непрочные альянсы и новые идеи — одни блестящие, другие плохие — все стало повседневной реальностью. Большие изменения — дипломатические, политические и технологические — двадцатого века еще были скрыты от глаз. Но в конце предыдущего столетия уже было их предчувствие, которое волновало умы. Многое в новом мире определили три еврея: Карл Маркс, Зигмунд Фрейд и Альберт Эйнштейн. Хорошо или плохо, но они глубоко повлияли на зарождающийся 20 век, где еврейский народ стал катализатором и жертвой, творцом и продуктом, агрессором и пережившим террор.

Две маленькие книги, вышедшие в 19 веке, сильно повлияли на еврейский мир: Рим и Иерусалим Моше Гесса1 и Автоэмансипация Леона Пинскера2. Обе прилагали идеи, принятые в 19 веке, к евреям, утверждая, что они сами определят свое будущее. Наша судьба — в наших руках.3 «Еврейскую проблему» не решит ни Б-г, ни благосклонность властей, только еврейские усилия и улучшение себя. Развитие еврейского рабочего класса, сильного, динамичного и идеалистического среднего класса, чувство национальной задачи и цели — все это выраженное в светских терминах — побудит народы мира воспринять еврейский народ объективнее и положительнее.

Это мировоззрение отражало наивный взгляд светского гуманизма 19 века: образование, продуктивность и идеалы могут преодолеть беды и зло человеческого общества. Фактически, это было развитием и приложением мифа, принятого убийцами и насильниками о том, что жертва сама во всем виновата.4 Теперь новое решение еврейский национализм, со всей присущей ему гордыней и продуктивностью должен был решить извечную еврейскую проблему. Этот призыв сильно и радостно отозвался в сердцах евреев Восточной Европы.

Хотя архитекторами еврейского национализма были западноевропейские евреи: Гесс, Герцль,5 Зангвиль6 и другие, само движение было, в основном, восточноевропейским феноменом. Евреи Западной Европы не чувствовали, что у них есть «еврейская проблема». Несмотря на явные проявления антисемитизма в конце 19 века, они были уверены, что это временная ситуация, которую можно преодолеть гуманизмом и просвещением.

Дарование гражданских прав евреям Западной Европы, рост богатства, улучшение положения евреев Франции, Англии и Германии и новые демократические тенденции правительств убеждали евреев: «еврейская проблема» актуальна только в царской России. Этого мнения, соответствующего еврейской Реформе и Аскале, придерживалось большинство евреев Западной Европы. Поэтому национализм не получал особой популярности. Западные евреи, убежденные в прочности своего положения в Европе, обладая интернациональным и универсальным мировоззрением, оптимистичные и уверенные в своем будущем граждан самых мощных и прогрессивных стран мира, не искали «еврейских решений», надеясь, что общий прогресс человечества принесет благо и им.


1 1812—1875. Он получил традиционное еврейское образование, учась Торе и Талмуду у своего отца, польского еврея, который эмигрировал в Германию, но присоединился к Марксу и Энгельсу. Его называли «коммунист рав Мозес». Кровавый навет в Дамаске 1840 года разбудил в нем еврейские чувства, и в 1862 году вышла его книга «Рим и Иерусалим». Вот ее основные положения:1) евреев никогда вполне не примут в Европе, 2) еврейское национальное чувство нерушимо и неотделимо от иудаизма, 3) евреям стоит пожертвовать достижениями эмансипации и Просвещения ради сохранения духа еврейского национализма. Он видел в заселении Палестины единственное решение «еврейской проблемы». Гесс был непримиримым противником реформированного иудаизма, хотя сам не был традиционным евреем.

2 1821—1891. Пинскер, из ассимилированной еврейской семьи, стал одним из лучших врачей в Одессе. Он был в отчаянии от положения русского еврейства и молил власти даровать евреям свободы и права, а с другой стороны, уговаривал евреев ассимилироваться, стать в большей мере русскими. Ни один из этих подходов не давал никаких результатов, ив 1881 году он издал свою книгу, в которой утверждал, что единственный выход из положения и реальное решение «еврейской проблемы» — обрести свою землю и поселиться на ней.

3 Это была еврейская версия превалирующей в девятнадцатом веке философии, согласно которой все зависит от усилий человека, и у жертвы всегда есть силы спастись, если она захочет.

4 Это извращение, характерное для времен Катастрофы, анализировали ученые Бруно Беттельхайм, Хана Арендт и Рауль Хиллберг.

5 Основатель политического сионизма, см. ниже, гл. 24.

6 Израиль Зангвиль (1864—1926) — известный автор, писал о еврейских вопросах. Апологет евреев и иудаизма, он специализировался на книгах о жизни в гетто. На ранней стадии развития сионизма он был одним из его лидеров, позднее возглавил собственную организацию: Еврейское землячество для поселения евреев в Британской империи

С любезного разрешения переводчика, Гедалии Спинаделя


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?