Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обучаться Торе следует у пожилых мудрецов, знания которых подобны зрелому вину. Числовое значение этого слова не случайно эквивалентно значению слова «секрет».

4:26 Раби Йоси, сын Йеуды, из Кфар-Абавли говорит: «Обучающийся у детей кому подобен? Тому, кто ест незрелый виноград и пьет вино из давильни. А обучающийся у стариков кому подобен? Тому, кто ест зрелый виноград и пьет старое вино».

Следует задаться вопросом: почему раби Йоси использует сразу два сравнения, уподобляя такого ученика тому, кто ест незрелый виноград, а также тому, кто пьет вино из давильни (т.е. еще не перебродившее)?

Тебе следует знать, что существуют два вида мудрости. Первый — это явная мудрость, и ее можно сравнить с виноградиной. Виноградина груба в сравнении с вином — текучим и прозрачным. Кроме того, виноградину видно саму по себе. Второй же вид — это утонченная, скрытая мудрость, которая подобна не винограду, а вину. Мы уже говорили, что напиток, текучий и лишенный грубости плотной материи, может сравниваться с утонченной мудростью. Кроме того, вино находится в скрытом виде внутри винограда. По этим причинам скрытая мудрость может быть уподоблена вину. И числовое значение самого слова «вино» на святом языке соответствует числовому значению слова «тайна», поэтому вино символизирует тайны Торы; и все это ясно.

Мишна называет незрелый виноград «бледным», желая указать на то, чем различаются зрелый и незрелый виноград. В материи зрелого винограда все заложенные в ней возможности уже воплотились, а в незрелом винограде природные силы по-прежнему скрыты и еще пока не проявились. Поэтому он еще «бледный», непроявленный, пока не созреет и пока его вкус и запах не воплотятся в реальности. А молодое вино мишна называет «вином в давильне» по той же причине: здесь вино еще перемешано с мезгой, само прозрачное вино еще не отделилось полностью от того, что его замутняет. И у детей все обстоит сходным образом: их разум заключен в материи как возможность, но пока еще не развился, то есть, не стал отделенным от тела, каким и должен быть разум. Другими словами, в юности мудрость человека еще не отделена от его воображения. А разум старца полностью свободен от материи, поскольку к старости телесные силы слабеют, а сила разума чрезвычайно возрастает, пока он не освобождается от ограничений тела. Наши мудрецы сказали об этом (Мишна, конец трактата Киним): «С годами у мудрых старцев прибавляется мудрости», — поскольку совершенно воплотившаяся мудрость свободна от тела. Этим (совершенный) разум подобен созревшему винограду, вкус которого уже отделился от материи плода, полностью воплотился и больше не заключен в этой материи как возможность. Кроме того, он подобен и старому вину, которое уже отделилось от выжимок и стало прозрачным. И вдумайся в этот пример, поскольку он совершенно справедливо уподобляет разум ребенка, заключенный в материи, незрелому винограду, вкус и запах которого еще не выделились из материи плода, и вину в давильне, полному примесей и непрозрачному; разум же старца он уподобляет созревшему винограду, вкус и запах которого выделились из материи плода и существуют теперь самостоятельно, и старому вину, отделившемуся от мезги и прочих примесей. И это следует понять.

И еще тебе следует понять, почему мишна приводит для сравнения сразу два примера: человека, который ест незрелый виноград, и другого, который пьет молодое вино. Дело в том, что молодого человека отличают сразу две особенности. Первая из них состоит в том, что его разум погружен в материальное тело, то есть, не свободен от материальности, как уже разъяснялось. Вторая же состоит в том, что кипение его природной теплоты, никогда не успокаивающейся, замутняет его разум. И, описывая первую особенность, то есть, неразрывную связь его разума с телом, мишна сравнивает молодого человека с незрелым виноградом: мы уже разъясняли, что у такого винограда вкус и запах еще не отделились от материи плода. А о второй особенности, о замутненности его разума природной теплотой и невозможности успокоиться, мишна говорит, что она подобна вину в давильне, замутненному выжимками. Ведь оно тоже бродит, и пузырьки газа не дают примесям осесть. А противоположность разуму юноши — разум старца, отделившийся от материальности, успокоившийся и переставший бурлить. Поэтому разум старцев прозрачен и незамутнен. И это — ясное и истинное объяснение. А связь этой мишны с предыдущей нет необходимости разъяснять, поскольку она понятна сама по себе.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?