Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Четыре совета, касающиеся предупреждения ситуации, при который взятые обеты не выполняются. Почему не следует успокаивать разгневанного человека?

4:23 Раби Шимон, сын Элазара, говорит: «Не успокаивай своего товарища, когда он гневается, и не утешай его, когда его мертвый лежит перед ним, и не спрашивай его, когда он дает обет, и не старайся увидеть его, когда он поступает недостойно».

Возникает вопрос: как связаны между собой эти четыре наставления?

Следует знать, что эти четыре совета объединены общей темой. Они призывают человека быть осторожным в поступках, чтобы не вышло так, что он старается исправить что-то, а получается наоборот. Ведь получить нечто, противоположное желаемому, — это проявление крайней глупости! Поэтому мишна советует: Не успокаивай своего товарища, когда он гневается. Ведь, если ты так поступишь, он разгневается еще сильнее, ибо человек, охваченный гневом, воспринимает увещевания именно так. И по этой же причине не следует утешать его, когда его мертвый лежит перед ним. Здесь тоже проявляется та же закономерность: если человек охвачен великим страданием и трауром, всякая попытка утешить его приведет лишь к тому, что страдание станет еще сильнее. Ведь если человек полностью погружен в определенное состояние, попытки вывести его оттуда приведут к тому, что он будет сопротивляться и все больше сосредотачиваться на своем переживании.

С этим же связано и требование не спрашивать его, когда он дает обет. Имеется в виду, что человек перечисляет различные ситуации, в которых обет может действовать, и спрашивает товарища, имел ли он их в виду. Намеревается он при этом оградить товарища от ошибок, чтобы он в дальнейшем, когда придет время исполнять обет, не стал думать, что, возможно, собирался распространить обет на все эти ситуации. В таком случае ему придется вести себя так, как будто его обет действительно включает в себя их все: ведь «сомнение в обете трактуется в сторону запрета». Поэтому человек старается облегчить товарищу дальнейшую жизнь — ведь он запомнит, к каким ситуациям его обет не относится. Но на самом деле, получается так, что товарищ, наоборот, говорит: «И такой обет я на себя беру, и такой тоже!» И опять получается, что собеседник хотел одного, а получилось совсем другое. Однако более вероятным представляется другое объяснение слова спрашивай. Это слово используется по отношению к обетам, например, в трактате Шабат (157а): «Спрашивают о своих обетах». Там имеется в виду, что человек раскаивается в своем обете приходит к мудрецу просить освобождения от него. (А мудрец задает вопрос о том, продумал ли давший обет те или иные его последствия, и если ответ будет отрицательным, обет может считаться данным по ошибке и недействительным). И теперь товарищ поступает так же и делает только хуже. Он спрашивает, не раскаивается ли давший обет по такой-то или такой-то причине, а тот в ответ, наоборот, усиливает и расширяет свой обет.

И, наконец, не следует стараться увидеть его, когда он поступает недостойно, поскольку в это время он расстраивается из-за своей неудачи и хочет поразмыслить о том, что же теперь делать. В это время лишние встречи только добавят ему неудобства: в таком состоянии людям трудно общаться, поскольку им неприятно, что другие видят их неудачу. В такие моменты человек старается скрыться от других. Таким образом, все четыре совета мишны говорят об одном и том же.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?