Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мишна учит нас правильно вести себя с другими людьми. Начните с приветствия!

4:20 Раби Матья, сын Хараша, говорит: «Первым приветствуй всякого; и будь хвостом львов, но не головой лисиц».

Мишна описывает здесь три типа поведения. Она говорит, как человеку проявлять главенство, как проявлять противоположное этому качество, то есть, быть ниже других, и как вести себя с подобными и равными. С равными следует поступать так: первым приветствовать всякого. Это — проявление скромности: скромный человек всегда будет приветствовать людей первым, не дожидаясь, пока встреченный его поприветствует. Мишна требует не считать других людей ниже себя: ведь если человек так относится к людям, он не станет приветствовать их первым, а будет дожидаться, пока они поприветствуют его. И человек должен не отталкивать от себя других, а стараться, наоборот, приблизить их.

Есть и еще одно объяснение. Некоторые люди начинают с приветствия, говоря другому: «Мир тебе!» — но есть и такие, кто не желает другим мира, пока те первыми так не поступят. Такой человек не стремится к миру в полной мере: он ведь желает другому мира лишь тогда, когда поприветствуют его.

Но если человек начинает с приветствия, с пожелания мира, это означает, что в нем самом мир присутствует в совершенстве: ведь он желает мира любому, безо всяких условий! Поэтому мишна советует: первым приветствуй всякого, первым обращайся ко всем с пожеланием мира, чтобы видно было, что любовь к миру — часть твоей природы.

Человек, который приветствует первым, и другой, который только отвечает на приветствие, разительно отличаются. Если человек начинает с пожелания мира, не зная еще, желает ли ему мира и встреченный, — такой человек действительно стремится к миру. Если же человек просто отвечает на приветствие, он уже знает, что собеседник желает мира, а значит, его пожелание не говорит о внутреннем стремлении к миру.

Кроме того, человек обязан гнаться за миром. И когда он первым обращается к другому со словами мира, он исполняет это требование, поскольку торопится установить мир между ними. Но если другой уже обратился к нему со словами мира, ответить на них ни в коем случае не называется гнаться за миром — это ведь только ответ на то, что сказал другой! И все это ясно.

Затем мишна переходит к тому, как человек должен вести себя с более значительными людьми, чем он сам. Она говорит, что он должен предпочесть стать хвостом львов, то есть, ощущать свою малость по сравнению с теми, кто выше его. А о поведении с теми, кто ниже, мишна говорит, что не следует стараться быть головой лисиц, то есть, возглавлять низких людей. Дело в том, что если человек становится частью льва, пусть даже хвостом, — все равно, целое называется львом. И не следует становиться головой лисиц, поскольку все в целом, даже голова, носит имя лисицы. Поэтому лучше быть хвостом львов, чем головой лисиц.

На это можно задать вопрос: почему мишна считает именно так? Может быть, считаться хвостом, неважно чьим, хуже, чем головой? Но на самом деле, это неверно. Хвост — не что-то самостоятельное, а часть целого животного. Поэтому, даже если само это слово обладает уничижительным звучанием, все же хвост, будучи частью, оценивается не сам по себе, а по целому. И то же самое относится к голове лисиц. Хотя слово «голова» само по себе звучит уважительно, оценивается голова не сама по себе, а как часть целого, так что голова лисицы столь же презренна, как и сама лисица, и вся значительность головы таким образом теряется. Поэтому лучше быть хвостом львов, но считаться львом, чем головой лисиц, но считаться лисицей. И это объяснение ясно.

И вот по какой причине это высказывание поставлено именно здесь. Предыдущая мишна говорила о том, что нет в наших руках ни благоденствия злодеев, ни страданий праведников, а наша мишна начала с того, что следует первым приветствовать всякого. То есть, следует обращаться со словами мира ко всем, будь они злодеями или нет. Ведь если собеседник не является злодеем, его подобает приветствовать первым, как мы уже объяснили. Но и злодея следует приветствовать первым. Ведь никто не считает самого себя злодеем, и если ты не обратишься к злодею со словами приветствия, он сочтет, что ты неуважительно относишься к людям и ни во что их не ставишь.

Здесь может возникнуть вопрос: ведь тогда получится, что этот человек благословляет злодея! Однако это не составляет проблемы. В Талмуде (Сота 41б) говорится: «Объявил раби Йеуда, сын Мааравы…: “Разрешено льстить злодеям в этом мире, согласно сказанному (Йешая 32:5): “Не скажут больше о мерзавце: благородный, а о жадном не скажут: щедрый”. (Стих говорит это о Будущем мире, а это значит, что) в этом мире — скажут (о плохих людях хорошее, и это разрешено)”. А сказанное (Йешая 48:22): “Нет мира, — сказал Б-г, — злодеям”, — вообще не относится к этому миру, как разъясняется в трактате Шабат (151б). Этот стих раскрывает, что произойдет с душой злодея после смерти. В наше же время, на земле, у злодеев есть мир, и об этом говорит предыдущая мишна: Нет в наших руках ни благоденствия злодеев…, — хотя связь ее с нашей мишной мы уже объяснили (иным способом).

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?