Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Шрира и рав Ай - последние гаоны

Рав Шрира Гаон

После смерти рава Саадии Гаона ешива в Суре снова пришла в упадок. На протяжении нескольких десятилетий она даже была закрыта. Пост рош агола также стал менее значимым, что, по-видимому, было связано с политической обстановкой того времени. Багдадский халиф удерживал свое влияние только на территории Ирака (Вавилонии). Страны-вассалы полностью освободились от власти Багдада, в результате чего ослабли связи евреев, живших там, с вавилонской общиной. Руководители общин в Египте и Эрец Исраэль являлись представителями еврейского народа в глазах местных правителей, однако, благодаря гаону из Пумбедиты — раву Шрире и его сыну раву Айю, духовный центр еврейства на протяжении еще целого столетия находился в Вавилонии.

Раву Шрире было уже за шестьдесят, когда он стал руководителем пумбедитской ешивы. К тому времени ее слава несколько померкла, но рав Шрира энергично приступил к исполнению своих обязанностей. В ешиву вновь съехались видные мудрецы, снова, как и прежде, общины многих стран посылали в Пумбедиту возникавшие у них алахические вопросы. Так, например, община Кайруана (нынешний Тунис) просила разъяснить традицию передачи Торы из поколения в поколение. Дело в том, что в этой общине было сильно влияние караимов, утверждавших, что традиция прервалась в эпоху пророков, а танаи, амораи и гаоны придумали ее заново. Ответом послужило знаменитое послание рава Шриры, где он объяснил, каким образом зародились Мишна и Талмуд и как они связаны с традицией Мужей Великого Собрания, т. е. с концом эпохи пророков. В послании приводился четкий порядок передачи традиций от пророков Мужам Великого Собрания, от них — танаям, амораям, савораям и гаонам.

Рав Шрира руководил ешивой Пумбедиты более тридцати лет. Приблизившись к своему столетнему юбилею, он передал свой пост сыну — раву Айю, который являлся в то время главой еврейского суда.

Рав Ай Гаон

Рав Ай Гаон занял пост, который, благодари усилиям его отца, пользовался уважением и авторитетом в еврейской общине. С большим почетом прошла церемония его назначения на пост гаона. Рав Ай оказывал сильное влияние на многих евреев своего поколения. Современники говорили о нем: «Он способствовал распространению Торы больше, чем кто-либо из гаонов, и воодушевленные его сиянием мудрецы распространили Тору по всему миру». Рав Ай дал ответы на сотни алахических вопросов, заданных различными общинами. Его решения принимались как окончательные всеми евреями мира: в Вавилонии и Персии, в Испании и Франции.

Еще в эпоху рава Шриры вновь открылась ешива в Суре, одним из ее руководителей стал рав Шмуэль бен Хафни, тесть рава Айя. Рав Ай руководил ешивой Пумбедиты на протяжении почти сорока лет. Он умер в 4798 (1038) году, немного не дожив до своего столетнего юбилея.

После смерти рава Айя Гаона ешивой Пумбедиты на протяжении двух лет руководил рав Хизкия. Его враги донесли на него властям, и те посадили рава Хизкию в тюрьму. После долгих лет заключения рав Хизкия вновь возглавил ешиву. Однако к тому времени Вавилония уже потеряла свое значение еврейского духовного центра.

Со смертью рава Айя Гаона центр изучения Торы переместился из Вавилонии в Европу.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?