Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Непросто найти баланс между необходимостью изучать Тору и ежедневными обязанностями, включая пропитание семьи. Наши мудрецы объясняют, как это сделать.

4:12 Раби Меир говорит: «Сокращай свои торговые занятия и занимайся Торой, и будь смиренным перед каждым. И если ты пренебрегал Торой, для тебя найдется много поводов пренебрегать ею; а если ты трудился над Торой, у Него есть огромная награда, чтобы дать ее тебе».

Это высказывание образует единое целое с предыдущим, однако нуждается в объяснении. Ведь неясно, что именно хотел сообщить нам раби Меир. Разве мы сами не знали, что человеку следует сокращать свои торговые занятия и заниматься Торой? Поскольку, если он не будет так поступать, где же он найдет время, чтобы изучать Тору?! И как связано требование быть смиренным перед каждым с предыдущим, о времени торговых занятий, и с последующим, о пренебрежении Торой?

Этот отрывок следует понимать так. Иногда человек сокращает свои торговые занятия из-за того, что для него они слишком тяжелы или от лени. И (даже) если в освободившееся время он станет заниматься Торой, все равно изначально он отказался от торговых занятий не ради этого! Следует же сокращать время этих занятий, даже если они не обременительны и даже если человеку они нравятся, и он хотел бы заниматься торговлей еще больше. Именно в такой ситуации ему следует сокращать торговые занятия и заниматься Торой, чтобы было видно, что он старается меньше заниматься делами этого мира ради Торы. Тем самым человек возвышается над уровнем этого мира и прилепляется к уровню Б-жественной духовности. Таким образом, начало мишны говорит о том, что если человек сокращает свои торговые дела ради Торы, а не из-за того, что это слишком хлопотно, тогда становится ясно, что он желает обрести Тору: ведь ради этого он жертвует важными и любимыми делами! Такой человек достоин обретения Торы, поскольку обращается к ней, отказываясь от материального. Об этом говорят и наши мудрецы (Брахот 63б): Знание Торы сохраняется лишь в том, кто умертвляет себя ради нее, согласно сказанному (Бемидбар 19:14): «Вот Тора — человек, если умрет в шатре…» И мы уже объясняли, что человек как телесное творение недостоин подняться на уровень духовности, пока не отбросит всю свою материальность. Когда собственное тело теряет значение в его глазах, когда он умертвляет его и отбрасывает от себя ради духовной Торы, только тогда он становится достойным духовной Торы. И наша мишна тоже говорит об этом же: Сокращай свои торговые занятия и занимайся Торой. Когда человек уменьшает время, отводимое на торговлю, то есть, на дела этого мира, ради духовной Торы, только тогда он становится достойным Торы.

Сразу за этим требованием следует другое: И будь смиренным перед каждым. Дело в том, что это — тоже одно из качеств, необходимых для обретения Торы.

Мы, обсуждая это, уже указывали, что именно по этой причине наши мудрецы сказали (Эрувин 54а), что Тора не обитает в гордеце. А в другом месте (Таанит 7а) сказано, что слова Торы можно сравнить с водой. Как вода оставляет высокие места и собирается в низких, так и слова Торы сохраняются только в том, чей дух смиренен. Поэтому раби Меир требует теперь от человека, чтобы он был смиренным перед всеми, и это тоже помогает ему избавиться от материальности. Мы ведь уже много раз говорили о том, что гордыня — это свойство, связанное именно с материей, и поэтому Тора с нею не сочетается. Единственная черта характера, полностью свободная от влияния материальности, — это скромность. Моше-рабейну удостоился получения Торы именно потому, что «был скромнее всех людей на земле» (Бемидбар 12:3). И уже много раз объяснялось, почему именно эти два качества дают человеку возможность обрести Тору.

И если ты пренебрегал Торой, для тебя найдется много поводов пренебрегать ею. Если человек пренебрегает Торой, возникают все новые препятствия, еще более отдаляющие его от блага. Дело в том, что Тора ведет человека к совершенству, а если человек несовершенен, с ним по самой природе вещей связан недостаток. Если же нечто обладает недостатком, оно притягивает к себе новые недостатки и исчезновение.

В первой главе трактата Брахот (5а) говорится: Сказал Рава от имени Рава Уны: Если человек замечает, что (с Небес) ему посылаются страдания, пусть исследует свои поступки, согласно сказанному (Эйха 3:40): «Изучим свои пути и исследуем их, и вернемся к Б-гу». Если же он исследовал свои поступки и не нашел (среди них преступлений), пусть знает, что (эти страдания) связаны с пренебрежением Торой, согласно сказанному (Теилим 94:12): «Счастлив муж, которого заставляет страдать Б-г, — и Торе Твоей обучи его!» Вот что означает этот отрывок. Страдания ведут к тому, что человек становится все менее и менее цельным, пока, в конце концов, полностью не исчезает. При этом если в человеке чего-то недостает, это может быть недостаток одного из двух типов. Первый тип — это истинный недостаток, когда у человека отсутствует нечто, что он мог бы приобрести. И любой грех ведет к возникновению такого недостатка. Но есть и другой тип недостатка — недостаток в самом человеке, из-за которого он не настолько совершенен, как мог бы быть. Так происходит, когда человек не занимается изучением Торы. Это — тоже недостаток, хотя он и не похож на недостаток, являющийся следствием греха. Когда человек грешит, (возникший у него недостаток) состоит в том, что вместо возможного блага он получает зло. Второй же недостаток представляет собой всего лишь отсутствие совершенства. Поэтому в первую очередь следует постараться связать страдание с грехом, то есть, с дурным приобретением, а уж потом — просто с недостатком совершенства. И этот принцип получит дополнительное объяснение в книге Нетивот олам.

Об этом говорит и наша мишна. Если ты пренебрегал Торой, то есть, если не достиг с помощью Торы того совершенства, которого мог бы достичь, для тебя найдется много поводов пренебрегать ею.

Мишна имеет в виду страдания, которые тоже можно назвать «препятствиями», поскольку из-за них человек пропадает: ведь из-за них он лишается того совершенства, которое мог бы обрести. А кроме того, они ведут к исчезновению и гибели и самого человека. И все это ясно.

Затем мишна говорит: Если ты трудился над Торой, у Него есть огромная награда, чтобы дать ее тебе. Ведь нечто совершенное притягивает к себе еще большее совершенство, и это и есть та награда, которую Б-г дарует изучающему Тору. И это объяснение ясно. И так же говорит и барайта: Если человек пренебрегает словами Торы, для него находится много поводов пренебрегать ею: лев, волк и леопард, змея, чужие войска и разбойники, — все они выступают против него и наказывают его, согласно сказанному (Йешая 3:10): «Однако есть судьи, которые судят на земле». Здесь разъясняется, что страдания, насылаемые на человека, — это и есть препятствия в изучении Торы, поскольку из-за них человек исчезает и перестает существовать. Именно поэтому мишна использует такое слово, которое не позволяет понять ее так: «…есть много пренебрегающих Торой». Выражение мишны буквально можно понять скорее так: «найдется много того, что уничтожит тебя самого». Тора содержит в себе много всего, и поэтому лишающийся Торы лишается сразу многого. И по этой же причине, когда человек трудится над Торой, он заслуживает огромной награды. Ведь изучение Торы — это не просто одна из заповедей; оно столь же значимо, как все заповеди в целом! Во многих местах наши мудрецы отмечают это свойство Торы, например (Пэа 1): «А изучение Торы стоит их всех». А в другом месте сказано: «Всего одно (слово) Торы стоит всего мира, согласно сказанному (Мишлей 3:15): “И все, что у тебя есть, не сравнится с нею”.» Поэтому, когда человек приобрел хотя бы одно слово Торы, он как бы приобрел целый мир. Но и наоборот: если человек пренебрегает Торой, ему начинает недоставать сразу множества вещей. И все это будет более подробно разъясняться в книге Нетивот олам.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?