Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек должен быть смиренным, поскольку гордиться ему нечем. Мудрецы об оптимальных качествах еврея.

Раби Левитас из Явне говорит: «Будь очень-очень смиренным, ибо будущее человека — (могильные) черви».

По-видимому, это высказывание тоже примыкает к предыдущим, поскольку этот мудрец жил в одно время с двумя предыдущими или сразу после них. Мы уже говорили, что в этом — главная причина того, что их высказывания помещены вместе. Однако эти высказывания можно связать и по содержанию. Предыдущая мишна призывает не презирать никакого человека, поэтому раби Левитас добавляет, что это относится только к другим — себя же следует презирать. Чтобы объяснить это, он говорит: будь очень смиренным, ибо будущее человека — черви. Ведь ничего нет более низкого и презренного, чем червь, — и именно таким человек и должен себя видеть. Ниже мы еще будем говорить о порядке следования отрывков мишны.

Эта мишна вызывает такой вопрос. Когда раби Левитас объясняет, почему следует быть смиренным, он говорит, что будущее человека — черви. Но ведь, на самом деле, будущее человека в том, что его душа будет пребывать у подножия Престола Б-жественной славы! Почему же мишна утверждает, что будущее его — черви?! И еще вопрос. Слово будущее в этой мишне передается существительным, означающим «желанное, ожидаемое будущее, на которое надеются». Но разве человек надеется превратиться в могильных червей?! И еще вопрос. Почему раби Левитас начал свою фразу как обращение: будь смиренным, — а закончил ее в третьем лице: ибо будущее человека — черви? Ему нужно было бы закончить таким же обращением: «Ибо твое будущее — черви»!

Вот как следует понимать эту мишну. Несмотря на то, что человек, несомненно, надеется на лучшее, то есть, на удел в Будущем мире, все же в этом мире ему не следует гордиться, поскольку в этом мире будущее человека — черви. Ведь то, что душа человека после смерти попадает в обитель вечной жизни, не связано с этим миром. В этом мире человек на Святом языке назван словом адам, происходящим от слова адама, земля.

Поэтому, пока он остается в этом мире, ему не следует гордиться своим великим будущим: ведь в этом мире человек телесен, (а тело обречено) червям. Хотя после освобождения от тела душе человека обещано благое будущее, если он, находясь еще в этом мире, то есть, в теле, станет гордиться этим будущим, окажется, что он похваляется тем, что ему не принадлежит.

Вот как еще можно понять эту мишну. Бен Азай потребовал никого не презирать, а раби Левитас добавил, что этого недостаточно, а нужно быть смиренным перед всеми. Именно это он имеет в виду: встретившись с низким и презренным человеком, следует быть смиренным даже перед ним.

Затем раби Левитас говорит, что будущее человека — могильные черви. Это означает, что, в конце концов, человек умрет, ибо должен умереть. Мидраш (Шмот раба 2) говорит об этом: «Человек был с самого начала предназначен для смерти, а Змей — для наказания». И поскольку человек предназначен для этого, можно сказать даже, что он к этому «стремится», хотя на самом деле он к этому и не стремится. Это «стремление» обусловлено тем, что само его внутреннее устройство предполагает именно такой конец. Ведь если чему-то уготовано определенное будущее, можно сказать, что он к нему «стремится». Поэтому раби Левитас выразился в третьем лице: будущее человека — могильные черви, а не говорит: «Твое будущее — могильные черви». Он не хотел сказать слушателю, что тот стремится именно к такому будущему и ожидает его. Раби Левитас говорит о человеке вообще, а не о собеседнике. Именно человек вообще предназначен для смерти! Наши мудрецы говорят об этом (Брахот 17а): «Животное предназначено для зарезания, а человек — для смерти». Ты видишь, что смерть — будущее человека просто потому, что таким он сотворен; и это ясно.

Почему же мишна настаивает, что следует быть смиренным очень-очень? Она имеет в виду, что человек должен достичь крайней степени смирения и быть настолько смиренным, чтобы больше было уже невозможно. Если человек решит проявлять смирение в чем-то одном — это неверно, следует же быть смиренным во всем. Ведь (как мы уже сказали) поскольку будущее человека — черви, ему следует быть смиренным до конца, так, чтобы большее смирение было уже невозможным.

Во фразе будущее человека — черви на Святом языке нет слова адам; здесь использован его синоним энош (с наиболее нейтральным значением). Дело в том, что слово адам происходит от слова адама, земля. Черви появляются тогда, когда плоть распадается и гниет, земля же гниению не подвержена. Человек действительно создан из праха земного, но не с этим связано то, что черви — его будущее. Не использовано здесь и слово иш, муж, поскольку предназначение этого названия — указывать на силу человека, как в сочетаниях «муж войны» и так далее. А сама по себе его сила еще не определяет то, что будущее его — черви. Такое будущее зависит не от одного из этих двух свойств человека, а от них обоих вместе, то есть, от того, что сила человека погружена в материальность. Из-за этого человек обречен на исчезновение, то есть, будущее его — черви. И тот синоним слова «человек», который употребила мишна, энош, как раз и означает такое творение, сила которого погружена в материальность.

На Святом языке есть три слова, означающие «человека»: адам, энош, иш. Иш означает силу и больше ничего, адам — происхождение из земли и больше ничего, а энош — и то, и другое вместе, то есть, то, что в человеке сила и земля объединены, его сила погружена в материю. Ты можешь увидеть это, если посчитаешь числовое значение, гематрию слов адам и иш вместе: оно совпадает со значением слова энош. Поэтому, говоря о том, что будущее человека — могильные черви, мишна использовала именно слово энош.

с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?