Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Дурное начало, Пиркей Авот, Маараль, Самоконтроль
4:1
Бен Зома говорит: Кто такой мудрец? Тот, кто учится у каждого человека, ибо сказано (Теилим 119:99): «От всех моих учителей я умудрился, ибо Твои свидетельства — моя беседа». Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, ибо сказано (Мишлей 16:32): «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Кто такой богач? Тот, кто радуется своему уделу, согласно сказанному (Теилим 128:2): «Если делами своих рук будешь ты питаться, счастлив ты и благо тебе. Счастлив ты в этом мире, и благо тебе в мире Будущем». Кто такой уважаемый человек? Тот, кто уважает других людей, согласно сказанному (I Шмуэль 2:30): «Ибо почитающих Меня Я почту, а презирающие Меня будут опозорены».
Кто такой богатырь? Тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение. (Здесь снова говорится о том, что) все похвальные качества человека должны быть частью его собственной природы, а не чем-то внешним. Если же богатырем назвать того, кто победил другого, окажется, что это его качество зависит от побежденного. Эта победа никак не отражается на личности победителя, и не его собственная природа определила победу над другим! Даже если он захватил множество городов (это ничего не меняет). Слово богатырь должно описывать самого человека, а захвативший даже многих все равно называется победителем лишь потому, что есть побежденный, а не из-за какой-то собственной черты. Если речь идет о некоем качестве человека, оно должно описывать его самого, а не появляться благодаря кому-то другому. А поскольку мощь богатыря определяется военными победами, получается, что когда побеждать некого, нет и мощи!
Кроме того, победа вообще может быть вызвана особенно неудачным для побежденного расположением звезд, благодаря которому даже слабейший противник смог его победить. В силу всех этих причин военная победа ничего не может сказать о самом победившем, и если он совершил богатырский подвиг, это еще не основание считать и называть его богатырем. Но если человек подчиняет собственное дурное побуждение, он проявляет свою собственную, присущую ему силу и потому достоин называться богатырем. Поэтому Бен Зома и утверждает, что богатырь — это тот, кто подчиняет собственное дурное побуждение, поскольку этот человек проявляет мощь без необходимости побеждать других.
Доказательство этому Бен Зома усматривает в стихе «Умеющий сдержать свой гнев лучше богатыря, а властвующий над своим духом — того, кто захватил город». Он имеет в виду, что поскольку умеющий сдержать свой гнев сравнивается в Писании с воином, захватывающим город, значит, и подчиняющий дурное побуждение тоже является богатырем. Ведь его мощь тоже связана не с захваченным городом, а с ним самим!
Человек, проявляющий богатырскую мощь в боях и захватывающий города, не заслуживает названия богатыря еще по одной причине. Состоит она в том, что умением сражаться обладают и животные, даже в еще большей степени, чем люди; оно ни в коем случае не является прерогативой человека и не выявляет его человеческих качеств. А подчиняющий свое дурное побуждение проявляет не физическую силу, а разум и мудрость, то есть, именно человеческие способности, и потому достоин называться богатырем.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?