Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Первый день нового месяца называется «рош-ходеш», новомесячье. Кроме вставок в молитвы, есть ряд обычаев, которые приняли на себя женщины. Многие из них воздерживаются от работы в этот день.

Первый день каждого еврейского (лунного) месяца — Рош Ходеш. Если предыдущий месяц содержит 30 дней, то его последний день — также Рош Ходеш. Эти дни имеют особое значение для женщин, поскольку они были вручены им в качестве специального праздника в награду за отказ принять участие в создании золотого тельца.

По этой причине существует обычай для женщин воздерживаться от некоторых Мелахот и повседневных занятий, чтобы выделить эти дни из череды рабочих будней. Детали же этого обычая варьируются. Например, широко распространен обычай воздерживаться от шитья, вязания и другого рукоделия, но лишь немногие, в добавление к этому, не стирают и не гладят белье. И только единицы не делают в Рош Ходеш ничего, кроме необходимой домашней работы, такой, как уборка, приготовление еды и т.п.

Вообще девушке или женщине следует придерживаться той традиции соблюдения Рош Ходеша, которой придерживается ее мать, семья или община, где она живет. Но если она сознательно начала воздерживаться от какой-либо Мелахи, то такой обычай становится для нее обязанностью, и ей следует продолжать соблюдать его. Если же в семье или общине нет ясно установившегося Минхага относительно Рош Ходеша, желательно, чтобы родители пробудили в девочке желание когда она достигнет двенадцати лет, т.е. возраста Бат Мицвы, выбрать те виды работы, которые она примет для себя как «запрещенные» в Рош Ходеш. Это поможет девочке избежать проблем и неопределенности в дальнейшем.

По существу цель соблюдения Рош Ходеша состоит не в том, чтобы освятить его как день покоя, а скорее в том, чтобы выделить его как праздник, отличенный «неполным» соблюдением.

Существует обычай прибавлять к дневной трапезе дополнительные блюда в честь Рош Ходеша. В Рош Ходеш, приходящийся на Шабат, это дополнительное блюдо прибавляется к обычной трапезе Шабата. Некоторые подчеркивают свое почтительное отношение к этому празднику, надевая более нарядную одежду, или даже заводят специальное платье, надеваемое только в Рош Ходеш.

Женщины не обязаны произносить Аллель, но могут это делать, если хотят. Согласно одному мнению, женщина, произносящая Аллель в Рош Ходеш (но не в Йом Тов), должна опустить Браху. Тем не менее, более распространен Минхаг произносить также и Браху.

Относительно Тфилат Мусаф смотрите сказанное в разделе о Шабате.

Женщинам не принято произносить Биркат Алевана (Благословение новой Луны).

с разрешения издательства Швут Ами


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»