Из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот», темы: Пиркей Авот, Маараль, Власть, Отношения между людьми, Комментарий
2:3
Остерегайтесь властей, ибо они приближают к себе человека лишь ради собственной выгоды: представляются его друзьями, когда им это нужно, но не помогают человеку, когда ему тяжко.
Остерегайтесь властей. Предыдущая мишна советует трудиться ради нужд общины, поэтому теперь (рабан Гамлиэль) поясняет, что (кроме того) следует остерегаться властей. Ведь власти — это прямая противоположность общине. Власть предержащие ради своего величия и почета выводят себя из общины, отделяются от людей. Так поступает каждый властитель, и даже если он хочет (создать впечатление), что, управляя общиной, заботится о ней же, на самом деле, это не так. Поэтому властей следует остерегаться: они обособлены и лишены настоящей связи с общиной. И если ты видишь, что властитель привлекает человека к себе и как будто любит его, не делай из этого (поспешных выводов). Не говори: «Я же вижу, что он приближает человека, поскольку дружит с ним, а значит, все же связан с людьми!» Это совсем не так: властитель делает это не потому, что ощущает близость к этому человеку, но лишь ради собственной выгоды. Он даже не помогает человеку, когда ему тяжко, а ведь это самое меньшее, чего можно было бы ожидать от друга: братской помощи в несчастье. Даже этого они не делают! И уж тем более не стоит ожидать, что власти что-нибудь сделают для человека, когда у него все хорошо. И (еще раз): причина всего этого в том, что власть предержащие живут отдельно от общины, и потому они никогда не приближают к себе человека (просто) ради близости к нему. Они представляются его друзьями, когда им это нужно, но на самом деле никого не любят.
И представляется, что две эти мишны, о трудящихся ради общины и об осторожном отношении к властям, поставлены рядом еще по одной причине. (Рабан Гамлиэль) хочет сказать, что человеку следует всеми средствами, какие у него есть, добиваться блага для общины. И бывает, что люди, желая подольститься к властям и угодить им, дают им совет, вредный для общины. Об этом говорит рабан Гамлиэль: остерегайтесь властей, ибо они приближают к себе человека лишь ради собственной выгоды. И даже если (такой льстец) видит, что власти стали относиться к нему лучше, (пусть знает), что они делают это лишь ради сиюминутной пользы. Поэтому эти люди не только заслуживают страшного наказания, но даже цели своей не достигают! Они-то рассчитывали стать приближенными к властям, а это попросту невозможно.
с разрешения издательства Швут Ами
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?