Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава «Ноах» книги «Берешит» начинается словами «Вот жизнь Ноаха» и рассказывает о праведнике Ноахе, лучшем человеке в неправедном поколении, которое называют поколением потопа. Всевышний обрушил с небес сорокадневный потоп, вместе с этим поколением уничтожив все живое на земле. Уцелели только Ноах, три его сына: Шем, Хам и Ефет — и их жены. Они спаслись в ковчеге, построенном Ноахом по приказу Всевышнего. По приказу Всевышнего Ноах ввел также в ковчег по паре от всех животных, птиц и пресмыкающихся (от чистых, т.е. кашерных, животных — по семь пар). Глава рассказывает далее о потопе, новом заселении земли, строительстве Вавилонской башни, родословной сыновей Ноаха, рождении первого еврея — Авраама.

В заключительной части глава рассказывает о грандиозном замысле, возникшем спустя 340 лет после потопа у поколения, получившего впоследствии название «поколение рассеяния». Люди задумали построить огромную башню высотой до самого неба, чтобы, как сказано в Торе, сделать «себе имя» (Берешит, 11:4). Так кратко и не совсем понятно формулирует Тора цель этого замысла.

Инициатором замысла был Нимрод, которого люди поставили над собой царем и который, по Раши, стал подстрекать весь мир к бунту против Б‑га. Мидраш говорит, что среди строителей были разные группы людей, преследовавшие разные цели. Раши указывает, что кого-то не устраивала ситуация, при которой Творец находится в вышних мирах, а людям предоставил нижние, и эти недовольные хотели пойти на Него войной.

Были и такие, отмечает Раши, что полагали: поскольку всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира, значит, такой потоп ожидает планету каждые 1656 лет и потому надо, для его предотвращения, небо «подпереть».

Дальше события развиваются так. «И сошел Г‑сподь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г‑сподь: ведь народ один и язык один у всех, и вот что они начали делать; а теперь для них не будет недостижимо все, что бы они ни задумали сделать?!» (там же, 11:5-6). Другими словами: люди чувствуют свое единство и силу этого единства и хотят все вместе совершить что-то грандиозное. Это недопустимо.

Почему это недопустимо? Ведь здесь Всевышний даже не говорит о бунте против Него, только о могуществе единства. Чем это плохо? Почему Всевышний решил этому помешать? И как Он это сделал?

Всевышний разрушил взаимопонимание между людьми. Он «смешал», т.е. спутал, привел в беспорядок их язык, так что они перестали понимать друг друга. Утратили единство. А башня получила название Вавилонской («потому нарек ему имя Бавел» – там же, 11:9), от слова «балаль» – «смешал».

Поколение рассеяния было наказано в соответствии с мерой своего прегрешения. Люди сказали: «… построим себе город и башню… чтобы нам не быть рассеянными по всей земле» (там же, 11:4) – «и рассеял их Г‑сподь оттуда по всей земле, и перестали они строить город» (там же, 11:8). Гемара «Санедрин» говорит, что часть строителей башни погибла, часть была рассеяна, часть превратилась в обезьян (как видите, Тора тоже усматривает связь между человеком и обезьяной, но прямо противоположную той, которую «открыла» теория эволюции).

Что плохого было в намерениях поколения рассеяния? Ответ на этот вопрос очень непрост. Рав И.-Л. Блох, глава знаменитой ешивы «Тельз» (вторая половина 19 – первая половина 20 вв., Литва) в своей книге «Шиурей даат» («Уроки знания») замечает, что тема Вавилонской башни связана с вопросом о великой силе единства, благодаря которой люди могут достичь очень многого. А с этим связан чрезвычайно важный вопрос об отношении человека к своим возможностям.

Ощущение своей силы породило у поколения рассеяния стремление перестроить мир и вырваться из-под власти Б‑га. Констатируя этот факт, рав Блох переходит к вопросу иштадлута, т.е. усилия, которое человек прилагает для достижения своей цели. Тема иштадлута касается каждого человека в каждом поколении, а не только такой острой ситуации, как эпизод с Вавилонской башней.

Человек, проявляющий неограниченное усердие в устройстве своих дел, видит ситуацию как бы только в рамках «земного мира». Принцип иудаизма, однако, указывает, что мы не являемся хозяевами положения, что конечный результат наших усилий зависит от Всевышнего. (Об этом мы еще не раз и по разным поводам будем говорить в дальнейшем.) Поколение рассеяния возмутилось против такого порядка вещей. Люди пожелали действовать самостоятельно, без указаний Творца, другими словами – «оторваться от ашгахи», от Провидения. Мол, нам не важно, что планирует Б‑г, – нам важно, чего хотим мы. И мы достаточно сильны, чтобы это сделать.

Всем нам известно не нуждающееся в пояснениях явление: там, где селился человек, менялась картина природы. На месте лесов и пустырей появлялись деревни, обработанные поля, города, дороги. Человек разводил скот и истреблял диких животных. С развитием промышленности в воздух, воду и на землю выбрасывались отходы. Это были побочные следствия деятельности человека, устраивающего свое существование на земле. Но с развитием науки и распространением материализма вмешательство человека в природу стало особенно активным. Это были уже не последствия его деятельности, а целенаправленное «перекраивание» природы.

Трудно найти пример радикального вмешательства человека в жизнь природы, которое принесло бы пользу. Большинству из нас памятно предпринятое в Советском Союзе «покорение целины», о котором тогдашний глава правительства Н.С. Хрущев сказал: «Мы покорили целину, и теперь нам не страшны капризы природы». А после этого заявления стране пришлось закупать зерно за границей, потому что на целине начались песчаные бури.

К тяжелым последствиям: нарушению экосистемы, исчезновению уникальных видов животных, выветриванию почв и, что хуже всего, к сильному загрязнению воды в озере Кинерет, главном источнике пресной воды в Израиле, – привело осушение болот в долине Хула. Покорители болот действовали жертвенно и самоотверженно, но реализовали они ошибочный замысел. Голос немногочисленных тогда экологов не был услышан энтузиастами, которые чувствовали себя хозяевами природы. Правда, вместе с болотами исчезла и малярия, а из негативных последствий был извлечен урок: создано Всеизраильское общество защиты природы и первый израильский заповедник – на остатках болот Хулы.

Создав мужчину и женщину, Б‑г сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладейте ею» (там же, 1:28). Это указывает на право человека активно действовать, безусловно так. Но право, предоставленное Свыше, данное ему истинным Господином мира. Правда, что Всевышний сделал нас на этой земле хозяевами. Но с каким статусом? Квартирант тоже вполне хозяин на съемной территории, однако квартиру перестраивать он не будет. Именно таково наше положение. Над нами есть Властелин. Так что в каждом отдельном случае нашего взаимодействия с миром природы присутствует как практическая сторона – наши профессиональные, научные знания, так и духовная сторона – сознание, что Творец мира создал его целесообразным и гармоничным.

Однако не будем увлекаться. Наша тема – не защита природы. Нам важно увидеть, что чрезмерное человеческое вмешательство в природу, бездумные, но решительные акции «человека – хозяина Земли» в чем-то подобны действиям поколения рассеяния.

Урок Вавилонской башни – в самом широком смысле – учит нас помнить о непростом соотношении между нашими усилиями и конечным результатом, определяемым Всевышним. Он учит нас радоваться руке Провидения, а не пытаться вырваться из нее.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?