Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.

В главе Бехукотай написано: «Если кто-либо посвящает по оценке чью-либо душу Всевышнему, то в случае мужчины от двадцати до шестидесяти лет оценка должна быть пятьдесят священных шекелей… в случае женщины — тридцать шекелей». Это правило касалось тех, кто по какой-либо причине давал обет, обещая внести в казну Храма «стоимость» того или иного человека. Не занимаясь вопросом «денежной стоимости» человека, Тора предлагает четкую шкалу «цены» самого обета. (Приходит, допустим, человек в казну Храма и говорит: я хотел бы внести стоимость своего сына. — Хорошо, говорят ему, сколько сыну лет? — Тридцать. — С вас 50 шекелей.)

Одно из совершенно неожиданных «применений» этого правила получаем на уроке Мидраша. В свое время мы изучали главу Торы, в которой рассказывалось о приходе Яакова к Лавану. Яаков познакомился с Рахелью и попросил Лавана, чтобы тот отдал ему свою дочь в жены. Написано (Берешит 29:18): «Полюбил Яаков Рахель и сказал (Лавану): буду служить тебе семь лет за Рахель, твою младшую дочь». Почему именно семь лет?

Один из ответов: потому что Яаков знал из пророчества, что у него родятся двенадцать сыновей и одна дочь. Спрашивается, какая связь? Сейчас мы увидим, какая. Но прежде заглянем в комментарии на стих Торы (Ваикра 27:21) «И сказал Яаков Лавану: дай мою жену, так как исполнились мои дни (завершились семь лет работы), и войду к ней». Читаем в Берешит Раба (60:18): «Даже резкий человек не говорит таких слов, как сказал Яаков: “дай мою жену и войду к ней”! Но (тому была причина, поскольку) сказал: открыл мне Всевышний, что у меня будет двенадцать сыновей. Сейчас мне 84 года, и если я не потороплюсь с ними, то когда они родятся?»

Объявив о своем согласии работать семь лет, Яаков тем самым дал понять, что ему известно о будущем рождении 12 сыновей. Когда же срок службы кончился, он объяснил, что больше не может медлить. Но откуда из этих «семи лет» видно, что Яакову было дано знать заранее, сколько колен от него произойдет? — Из нашего отрывка про «оценку человека» (см. начало статьи).

Согласно Торе, взрослый мужчина «стоит» 50 шекелей, женщина — 30. Чтобы «рассчитаться» с Лаваном за своих будущих детей и забрать их, Яаков должен был или заплатить за них деньгами, или отслужить. (Когда Яаков, забрав семью, покинет Лавана, тот бросится вдогонку и потребует их возвращения. Яаков ответит, что «отработал» за всех, — и Лаван, согласившись, вернется к себе.)

Итак, какова их стоимость? 12 мужчин по 50 шекелей — 600 шекелей. Плюс Дина — еще 30 шекелей. Итого, 630 священных шекелей серебром. Запомним это число.

Снова открываем Мидраш Раба, на этот раз 61 главу (на раздел Хаей Сара). Находим отрывок, рассказывающий о том, как «в дни Александра Македонского» пришли потомки египтян и потребовали от евреев вернуть им все богатство, некогда взятое при Исходе из Египта. Читаем: «Сказал Гвиа бен Косем (еврейский мудрец): шестьсот тысяч взрослых мужчин работали на вас 210 лет, зарабатывая каждый не меньше динара в день. (Тем самым он спросил: не свое ли они взяли?) Считали греческие мудрецы и не могли сосчитать. И ушли египтяне с позором».

Уж если греки, приближенные царя, принялись считать, значит, сами египтяне согласились, что один динар в день был минимальной оплатой труда. Для того мы и привели мидраш — чтобы узнать, как мог Яаков расплатиться с Лаваном. В году 360 рабочих дней (остальные отведем на праздники); работая год, можно заработать 360 динаров. Во времена Яакова не было динаров, тогда ходили шекели. Талмуд установил, что один шекель (4,8 граммов чистого серебра) равен четырем динарам. Переводя в «греческие» деньги, получаем 360:4=90 шекелей — стоимость года работы. Яаков взялся служить Лавану семь лет. В денежном отношении это равнялось 90x7=630 шекелей. Именно столько, сколько «стоят» 12 сыновей плюс одна дочь, Дина!

Едва он произнес «буду работать семь лет», как Лаван тут же мог спросить: а откуда ты знаешь, что у тебя будет двенадцать сыновей и одна дочь? Но не спросил. Ему и в голову не пришло…

Откуда Яаков получил свое пророчество, другой разговор. На эту тему существует несколько мидрашей. Главное, нами только что установлено, что он знал! И об этом явно написано в самой Торе.

Теперь мы не удивляемся, читая объяснение Раши к стиху Торы (Берешит 29:34): «Зачала еще (Лея, сестра Рахели). Родила сына и сказала: на этот раз мой муж прильнет ко мне, ибо я родила ему трех сыновей». Раши пишет: «Наши матери знали из пророчества, что от Яакова и его четырех жен произойдут 12 колен. Сказала Лея: отныне никто меня не обвинит, поскольку муж получил от меня все, что составляет мою долю (трех сыновей)»… Когда же родила шестого, то начала молиться уже за Рахель, ибо на долю той оставалось родить не больше двух…

Наш комментарий взят из книги «Ор Тора», написанной мудрецом и цадиком, раби Меиром Йехиэлем Алеви (1851—1928) из еврейского городка Островец, что в бывшей Радомской губернии, входившей некогда в Царство Польское. Кто помнит о том царстве? А книга выдающегося раби и поныне печатается в типографиях Иерусалима и Бней-Брака.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?