Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заповеди священников и жертвоприношений

86-я заповедь – запрещение извлекать шесты для переноски Ковчега Завета из колец, в которые они вставлены. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “В кольцах Ковчега должны быть шесты, нельзя вынимать их оттуда” (Шмот 25:15).

Преступивший этот запрет карается бичеванием. В конце трактата Макот (22а), называя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы сказали: “...И тот, кто вынимает шесты Ковчега. А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: “...Нельзя вынимать их оттуда”.

Итак, ясно, что это запрещающая заповедь и что нарушитель запрета карается бичеванием.

 

 

87-я заповедь – запрещение отделять хошен (нагрудник первосвященника) от эфода (особого одеяния первосвященника). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И пусть прикрепят его хошен кольцами к кольцам эфода шнуром из голубой шерсти... чтобы хошен не сдвигался с эфода” (Шмот 28:28), – но был постоянно соединен с ним.     

В конце трактата Макот (22а), перечисляя нарушителей закона, караемых бичеванием, мудрецы назвали также: “...и тот, кто отделяет хошен первосвященника от его эфода”. И объяснили: “А откуда мы знаем, что это запрещено? Из стиха: “...чтобы хошен не сдвигался с эфода”.

Отсюда ясно, что тот, кто отделяет хошен от эфода, карается бичеванием.

 

 

88-я заповедь – запрещение разрывать ворот мантии первосвященника; но ворот должен быть соткан воедино с мантией и подогнут внутрь. И вот речение Ашема, да будет Он превознесен: “И будет отверстие для головы в центре ее (мантии); обшивка должна быть  вокруг ее отверстия, тканой работы, как делают ворот кольчуги, чтобы не порвался” (Шмот 28:32).

И тот, кто разрывает ворот мантии первосвященника ножницами или т.п. инструментами, карается бичеванием. 

 

 

89-я заповедь – запрещение приносить жертвы вне двора Святилища. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте, которое тебе приглянется” (Дварим 12:13).

Сказано в Сифри (Реэ): “В этом стихе говорится только о жертвах всесожжения. Откуда нам известен запрет относительно других жертв? Из того, что Тора говорит: “...А только на месте, которое изберет Ашем... – там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе” (там же 12:14). Но вопрос по-прежнему остается: “Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв – только повеление (так откуда же нам известен запрет относительно других жертв?)”. Ответ таков: Тора говорит: “...Там возноси свои всесожжения и там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе” несмотря на то, что жертва всесожжения уже включена в понятие “все (жертвы), которые я заповедаю тебе”; она названа отдельно только для того, чтобы сопоставить с ней все другие жертвоприношения и показать: как относительно жертвы всесожжения существуют и заповедь “Делай”, и запрет “Не делай”, так и в отношении всех других жертв – все жертвы, включенные в повеление “...А только на месте, которое изберет Ашем” (12:14), включены также и в запрет “Остерегайся, чтобы не приносить...”(12:13).

Разъясним это до полной ясности, несмотря на то, что приведенные стихи Писания кажутся простыми. Итак, о том, что жертву всесожжения запрещено приносить вовне, мы знаем из Его речения, да будет Он превознесен: “Остерегайся, чтобы не приносить свои всесожжения на всяком месте...”. В другом стихе повелевается приносить жертву всесожжения внутри Храма, И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “...Там возноси свои всесожжения...” – это предписывающая заповедь приносить всесожжения “на месте, которое изберет Ашем”. Однако относительно других жертв в Торе содержится лишь повеление приносить их в Храме, и это Его речение: “...Там совершай все (жертвы), которые я заповедаю тебе”. Вместе с тем, из того, что сказано: “...там совершай...”, можно заключить: “а вне этого места не совершай”. Но у нас есть правило: запрет, логически вытекающий из повеления, – это та же заповедь “Делай”. Об этом и говорят мудрецы в приведенном отрывке (из Сифри): “Относительно жертвы всесожжения есть и повеление, и запрет, однако относительно других жертв – только повеление”, – т.е. может показаться, что тот, кто приносит другие жертвы вне Храма, нарушает лишь запрет, логически вытекающий из заповеди “Делай” (и, следовательно не подлежит наказанию) . Поэтому-то Тора и говорит: “...там возноси свои всесожжения” – чтобы сопоставить все жертвы с жертвой всесожжения: как тот, кто приносит жертву всесожжения вне Храма, преступает заповедь “Не делай”, так и тот, кто приносит любую жертву вне Храма, преступает ту же заповедь “Не делай”.

Умышленно нарушивший этот запрет карается “отсечением души”, а неумышленно преступивший заповедь приносит установленную грехоочистительную жертву. В разделе Ахарей мот прямо сказано, что того, кто приносит жертвы вне Мишкана Завета, постигает “отсечение души”: “Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, отсечен будет тот человек от своего народа” (Ваикра 17:8-9).

А в Сифре сказано: “...Отсечен будет тот человек...” – наказание нам сообщено; но где же сам запрет? Тора говорит: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...”. И в трактате Зевахим (106а) написано: “В Торе содержится запрет приносить жертвы вне Мишкана, а также сообщено наказание за нарушение запрета. Наказание: “Каждый... кто вознесет всесожжение или (любую) жертву, но ко входу соборного шатра ее не приведет, чтобы принести ее Ашему, то отсечен будет тот человек от своего народа”. Запрет: “Остерегайся, чтобы не приносить твои всесожжения на всяком месте...”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

 

 

Девяностая заповедь – запрещение резать жертвенное животное вне двора Святилища. Перечисляя в начале трактата Критот (1-я мишна) все виды нарушений, караемые каретом, мудрецы указали зарезание жертвенных животных вне Храма и жертвоприношение вне Храма в качестве двух самостоятельных прегрешений. Из слов самой Торы следует, что тот, кто зарезал жертвенное животное вне Святилища, карается “отсечением души”, даже если он не принес его в жертву – только за саму шхиту. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Каждый из дома Израиля, кто зарежет быка или овцу, или козу в стане, или кто зарежет вне стана, – и ко входу Соборного Шатра не приведет его для принесения в жертву Ашему... отсечется тот человек от своего народа” (Ваикра 17:3:4).

Однако сам запрет резать жертвенное животное вне Мишкана не выражен в Торе прямо, но выводится, согласно принципу: “Тора сообщает о наказании, только если действие запрещено самой Торой”, с помощью особых методов толкования, как мы указывали в предисловии к данному сочинению.

В трактате Зевахим (106а) написано: “Тот, кто зарезал и принес жертву вне Храма, карается за зарезание и карается за жертвоприношение. Почему он карается за принесение в жертву – понятно, ведь в Торе указано наказание и содержится сам запрет. Наказание – “каждый... кто вознесет... (любую) жертву, но ко входу Соборного Шатра ее не приведет... отсечен будет тот человек от своего народа” (Ваикра 17:8-9). Запрет, согласно мнению рава Авина, содержится в стихе: “Остерегайся, чтобы не приносить твоих всесожжений на всяком месте...” (Дварим 12:13), ведь сказал рав Авин от имени рава Элая: “Везде, где сказано “Остерегайся, чтобы не...” – это заповедь “Не делай”. Однако относительно зарезания вне Храма Тора сообщает только о наказании: “Каждый... кто зарежет быка... в стане или... вне стана... отсечется тот человек от своего народа”. А где же сам запрет?”. И в результате обширного обсуждения мудрецы приходят к выводу (107а): “Сказано: “...там возноси свои всесожжения...” и сказано: “...там совершай всё...”. Тора сопоставляет принесение жертв всесожжения с совершением других действий, которые заповедано делать в Храме: как запрещено приносить жертвы всесожжения вне Храма и за нарушение запрета следует наказание, так запрещено совершать вне Храма и другие действия, которые предписано совершать в Храме, и за нарушение запрета следует наказание”.

К этим выводам мудрецы пришли, анализируя стих “А только на месте, которое изберет Ашем... там возноси свои всесожжения и там совершай всё, что я заповедаю тебе” (Дварим 12:14). Слова “...там возноси свои всесожжения” – это приказ приносить в Святилище жертвы, сжигая их на жертвеннике”; а слова “...и там совершай всё, что я заповедаю тебе” – это приказ, включающий и другие жертвоприношения, и зарезание жертвенного животного, поскольку Ашем также заповедал совершать шхиту во дворе Святилища, перед жертвенником.

И знай, что неумышленно зарезавший жертвенное животное вне Храма, приносит установленную грехоочистительную жертву.

И ты также обязан помнить, что тот, кто в наше время приносит жертву вне территории, занимаемой прежде двором Храма, карается “отсечением души”, ведь ясно сказано (Зевахим 107б): “Тот, кто в наше время (т.е. после разрушения Храма) приносит жертву вне территории, прежде занимаемой Храмом, карается, по мнению раби Йоханана, бичеванием”, и в соответствии с этим мнением установлен закон – ведь возможно приносить жертвы на месте Храма, несмотря на то, что Храм разрушен и еще не возведен вновь, поскольку, согласно принципу, провозглашенному в мишне, “жертвы могут быть принесены и когда Храма нет” (Эдуйот 8:6).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 13-ой главе трактата Зевахим.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?