Темы: Запреты, Рав Реувен Куклин, Грех, Прелюбодеяние
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом алейхем! Я читал, что существует много уровней понимания Торы. Скажите, пожалуйста, почему есть запрет на прелюбодеяние с точки зрения более глубинного понимая Торы? Ведь прелюбодеяние смертный грех, а на первый взгляд происходит лишь половой контакт?
Александр
Уважаемый Александр!
Ответ на Ваш вопрос можно найти в комментарии Маараля на Пиркей Авот. Попытаюсь кратко изложить его содержание.
В Пиркей Авот (мишна 1, 2) сказано: «На трёх вещах держится мир: на Торе, на служении и на благотворительности». Маараль объясняет, что каждая вещь, созданная Всевышним, существует только благодаря тому, что в ней есть что-либо «хорошее». Поэтому обо всём, что Всевышний создал при сотворении мира, сказано: «И увидел Б-г, что хорошо». И человек (а также весь мир, благодаря человеку) существует только благодаря тому, что в нём есть что-либо «хорошее». У человека должны быть три добрые основы:
Три вещи, на которых стоит мир, заключают в себе перечисленные три основы.
Тора помогает человеку стать разумным и, таким образом, отделиться от животных. И это — добрая основа в самом человеке.
Служение (речь идёт о принесении жертв в Храме) — добрая основа в отношении человека к Создателю (когда Храма не существует, место жертвоприношения занимает молитва).
Благотворительность — добрая основа в отношении человека к другим людям.
У этих трёх основ есть три противоположности, о которых мудрецы сказали (трактат Санедрин 74 а): «[Пусть человек] пойдёт на смерть, но не преступит» (в отличие от всех других заповедей и запретов, которые следует преступить в случае опасности для жизни). Это — убийство, разврат и чуждое служение (идолопоклонство). Поклонение идолам — противоположность служения (вместо того, чтобы обратиться к Всевышнему, обращаются к другим богам), убийство — противоположность благотворительности (проявляя милосердие, человек отдаёт что-то ближнему, убивая — отнимает у ближнего то, что для того важнее всего — жизнь). А разврат — противоположность Торе (это будет объяснено ниже). Мудрецы сказали, что, если человека принуждают под страхом смерти совершить одно из этих преступлений, он должен пойти на смерть, но не преступить, потому что это основы, благодаря которым человек существует, и если одной из этих основ не станет, человек лишится права на существование. (Эти нарушения невозможно разрешить, основываясь на принципе «будет жив ими»: из стиха (Ваикра 18, 5) «Соблюдайте же уставы Мои и законы Мои, исполняя которые, человек будет жив ими…» мудрецы учат, что если существует опасность для жизни человека, то запреты Торы отменяются. Например, если человек может умереть без врачебной помощи, то ему оказывают такую помощь, даже если приходится при этом нарушить субботу: соблюдая законы, данные Всевышним, человек должен жить — «будет жив ими», а не умереть… Но когда речь идёт о трёх самых страшных преступлениях, принцип «будет жив ими» не применяется).
Из слов Маараля мы видим, что тяжесть преступления прелюбодеяния заключается в абсолютном стремлении к материальному, в отдалении от разума.
Показывая, что разврат считается действием скотским, а не человеческим (противоположностью разума, духовности), Маараль цитирует Гемару (трактат Сота 14а): женщина, которую муж заподозрил в измене, обязана принести минху (жертву) из ячменя. Все же остальные виды мнахот (приношений) — из пшеницы: «Как дела её подобны делам скотским, так и приношение её — из корма скота». Маараль приводит дополнительную цитату из Гемары (там же, 3а): «Развратники не развратничают, пока не войдёт в них дух безумия».
Мне кажется, причина того, что разврат считается абсолютно материальной «деятельностью», в следующем. Человек состоит из двух основ — материальной (тело) и духовной (душа), и Всевышний вложил в мужчину «материальное» стремление к женщине (а в женщину — к мужчине), чтобы это помогло ему, в конечном счёте, соединиться с женой духовно (т.к. главное в браке — сближение душ). А тот, кто использует эту силу для соединения с человеком, с которым невозможно соединиться духовно, показывает, что все его стремления — только к материальному.
Теперь мы можем понять слова Рамбама (Исурэй Биа 22, 21): чтобы избавиться от мыслей о разврате, человек должен освободить себя «и свои мысли для слов Торы, и расширить своё сознание мудростью, потому что мысли о разврате одолевают только сердце, свободное от мудрости». Поскольку Тора — противоположность разврата, только изучение Торы может уберечь человека от мыслей о разврате.
С уважением,
Реувен Куклин
Читайте: За что был разрушен Первый Храм?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Ципора Харитан
Насколько серьёзен грех сожительства с женатым мужчиной?
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
Как раз из-за того что интимная близость обладает столь высокой степенью святости и чистоты, нарушение законов, регулирующих эти отношения, приводит к максимальному "загрязнению" с очень тяжелыми последствиями.
Рав Овадья Климовский
Какие смысловые различия кроются за этими терминами?
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Мира Вайсбин
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону