Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги

Подумаем немного об огне. Это достаточно распространенная метафора Торы. Нам придется несколько отклониться от главной темы нашего обсуждения, но имеет смысл свернуть с пути, чтобы получить наиболее полную картину.

Для начала заглянем в трактат Хагига 27a:

אמר רבי אלעזר: תלמידי חכמים אין אור של גיהנם שולטת בהן, קל וחומר מסלמנדרא. ומה סלמנדרא שתולדת אש היא הסך מדמה אין אור שולטת בו, תלמידי חכמים, שכל גופן אש, דכתיב (ירמיהו כ"ג) הלוא כה דברי כאש נאם ה» על אחת כמה וכמה

Раби Элазар учил: огонь Геенома не трогает [дословно: не имеет власти] мудреца Торы. Это можно вывести на основе принципа каль вахомер (тем более). Если кто-нибудь всего лишь намажется кровью саламандры[1] и этим будет защищен от огня, так тем более мудрецы Торы, чья сущность — огонь, не доступны пламени.

Интересная мысль: огонь Торы делает человека не доступным для огня Геенома. Понятно, что речь не идет о неприкосновенности. В конце концов, вода может в одну секунду погасить огонь. Так что же представляет собой агадическая идиома? Что же это такое, что, будучи пущено на самотек, способно все поглотить, а при других обстоятельствах — объять нас своим целительным теплом?

Прежде всего, следует оговорить «правила игры». Материальный огонь, знакомый нам по повседневной жизни, здесь — только метафора. Разница между ним и огнем духовным подобна разнице между величием (גדול) и крупногабаритностью, между могуществом Творца и силой человеческой руки.

Что же такое настоящий огонь? Раби Шимон бар Йохай и его сын раби Элиэзер 13 лет скрывались в пещере. Они поддерживали свое существование плодами рожкового дерева, чудесным образом выросшего поблизости, и водой из источника, появившегося не менее чудесным образом. Все эти годы они были полностью погружены в изучение Торы, не тратя времени на удовлетворение своих физических потребностей. Когда, в конце концов, они вышли из пещеры и увидели людей, поглощенных обычными заботами о пропитании, то были просто потрясены. Как можно оставить חיי עולם — вечную жизнь, связанную с изучением Торы, и посвятить себя חיי שעה — сиюминутным потребностям. כל מקום שנותנין עיניהן מיד נשרף — «Куда бы они ни обратили взгляд, это место тотчас же пожирало пламя» (см. трактат Шабат 33б, где эта история приведена полностью).

Почему их взгляд, подобно огню, сжигал все? Почему бы не уничтожить все каким-нибудь другим способом?

Огонь символизирует силу истины, перед лицом которой правда более низкого уровня обращается в прах. Она не будет (или не может) терпеть ни малейшей мелочи, которая не соответствует ее абсолютным стандартам.

Сам Б-г является всепоглощающим огнем — כִּי יְהוָֹה אֱלֹהֶיךָ אֵשׁ אֹכְלָה הוּא (Дварим 4:24)], ибо Он — Истина Истин. Он — אש אוכלת אש, огонь, пожирающий другой огонь (Йома 21б), потому что, кроме Него, вся остальная правда относительна.[2]

Вот мы и нашли ключ к загадке. Огонь Геенома бессилен перед огнем, наполняющим своей энергией мудреца Торы. Огонь Геенома — это правда Б-жественного гнева, перед которой отступает всякая ложь. Огонь Торы, воодушевляющий мудреца Торы, огонь, с которым он отождествляется, — это огонь Б-жественной любви. Это — более высокая правда, чем Б-жественный гнев. Грехи мудреца Торы — это всего лишь отклонения. Но он и его святая сущность не подвластны огню мести.

Нам осталось просмотреть еще одну мишну (Авот 3:5), прежде чем мы возвратимся к анализу заключительного высказывания раби Йеошуа.

רבי נחוניא בן הקנה אומר כל המקבל עליו עול תורה מעבירין ממנו עול מלכות ועול דרך ארץ. וכל הפורק ממנו עול תורה נותנין עליו עול מלכות ועול דרך ארץ.

Раби Нехуния бен Акана учил: «Прими на себя бремя Торы, и ты освободишься от обязанностей перед государством и забот о пропитании. Сними с себя бремя Торы, и ты будешь обременен и ярмом государства, и заботами о пропитании».

Мишна говорит нам, что мы несем в себе заряд энергии, которая тем или иным образом должна быть обуздана. Это может быть сделано с помощью Торы. Если же мы отойдем от Торы, нам придется подставить шею под другое ярмо. Что же это за разрушительная сила, кипящая в нас?

Это — Б-жественный огонь, который без надлежащего контроля не сможет смириться с ограниченностью нашего бытия. Этот огонь горит в каждом из нас, он сродни тому святому пламени, которое наполняло души раби Шимона бар Йохая и раби Элиэзера, вышедших из пещеры. И каким бы низким ни был наш уровень, мы тоже знакомы с теплом хотя бы ничтожнейшей искры. Мы все стояли у подножия горы Синай, и каждый из нас впитал в себя Тору. И в наших душах — страстное желание, которое не может так или иначе не вырваться наружу. Мы — не самые прекрасные люди на свете, и без необходимых мер предосторожности этот огонь может проявиться в ярости или в оскробительном гневе. Мы все подвержены этой опасности. Но юный мудрец Торы — больше других. Его гнев может перелиться через край, потому что он еще не умеет направить свою энергию к святой цели. И нам следует относиться с пониманием к этим мимолетным вспышкам. Он еще на пути к тому, каким он должен стать. Обузданный тлеющий гнев вскоре превратится в согревающий жар любви.

 

 


 

[1] Существо, по преданию рождающееся в огне, который горел семь лет подряд. Таким образом, саламандра — сама по себе не огонь, но порождена им. Отсюда и вывод «тем более».

[2] Для того чтобы детально изложить наше утверждение, процитируем Рамбама, Йесодей а-Тора 1:3 и 4.

ואם יעלה על הדעת שאין כל הנמצאים מלבדו מצויים הוא לבדו יהיה מצוי, ולא יבטל הוא לבטולם, שכל הנמצאים צריכין לו והוא ברוך הוא אינו צריך להם ולא לאחד מהם, לפיכך אין אמתתו כאמתת אחד מהם. הוא שהנביא אומר וה» אלהים אמת, הוא לבדו האמת ואין לאחר אמת כאמתתו, והוא שהתורה אומרת אין עוד מלבדו, כלומר אין שם מצוי אמת מלבדו כמותו.

с разрешения издательства Швут Ами


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?