Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Война, Амалек, Рамбам, Моав, Имя Творца, Амон
56-я заповедь — запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.
Ашем уже повелел нам (Д 190) при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь «Делай». Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Ашем запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки» (Дварим 23:7).
И говорится в Сифри: «Поскольку в Торе написано: “Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру” (Дварим 20:10), — может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: “Не ищи им мира и благополучия”. Поскольку в Торе написано: “Не притесняй его” (23:17), — может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: “Не ищи им… благополучия во все твои дни, вовеки”.
57-я заповедь — запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Если будешь осаждать город… чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор;… не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость”» (там же 20:19).
И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет «Не губи…» и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: «…От него ты ешь, не руби его» (там же).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).
58-я заповедь — запрещение проявлять в час войны страх перед войсками народов, отвергающих Б-га, и спасаться бегством от них. Но мы обязаны крепиться и мужаться, чтобы устоять перед врагом. И каждый отступивший и сбежавший с поля боя нарушает этот запрет Торы. И об этом Его речение: «Не страшись их, ибо Ашем, твой Б-г, в твоей среде, Б-г великий и грозный» (Дварим 7:21). И еще раз повторяя этот запрет, Ашем сказал: «Не бойтесь их, ибо Ашем, ваш Б-г, Сам сражается за вас» (там же 3:22).
Приказ не страшиться их и не отступать перед ними в час битвы повторен в Торе еще несколько раз, поскольку, выполняя эту заповедь, человек выявляет искренность и подлинность своей веры.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Сота (42б).
59-я заповедь — запрещение забывать, что сделал нам Амалек, злодейски напавший на нас в пустыне, при выходе из Египта.
Мы уже разъясняли в комментарии на 189-ю предписывающую заповедь: помнить о том, что сделали нам потомки Амалека, и постоянно обновлять в сердце ненависть к нему — это заповедь «Делай». И вместе с тем, нам запрещено забывать об его злодействе — это заповедь «Не делай». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили из Египта;… не забудь» (Дварим 25:17,19). А в Сифри (Ки теце) сказано: «“Помни…” — устами, “не забудь” — сердцем», т.е. пусть ненависть к нему не покидает твоего сердца.
Шестидесятая заповедь — запрещение проклинать Его великое Имя, да будет Он превознесен. В Торе разъяснено, что преступивший этот запрет карается побиением камнями, — и об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан, камнями забросает его вся община» (Ваикра 24:16). Однако в Писании нет отдельного стиха, запрещающего исключительно этот грех, ведь Его речение «Б-га не проклинай» (Шмот 22:27) включает в себя также другой запрет (НД 315).
Сказано в Мехильте (Мишпатим): «Из того, что Он сказал: “Поносящий Имя Ашема смерти да будет предан…”, мы знаем о наказании за нарушение этого запрета. Но где же сам запрет? Тора говорит: “Б-га не проклинай”». А в Сифре (Эмор) разъясняется: «За оскорбление Его особого Имени (Ашем амеюхад) — смертная казнь, но от оскорбления других Его имен — атрибутивных и метафорических — Тора только предостерегает».
И еще сказано в Мехильте дэраби Шимон бар Йохай: «Б-га не проклинай» — это заповедь «Не делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 7-ой главе трактата Санхедрин (53а,55б-57а,60а,63а).
И знай, что подобные речения, включающие в себя два или три запрета, не относятся к «обобщающим запретам» (лав шебихлалут. См. «9-ый принцип» в предисловии), поскольку Писание разъясняет, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности; и мы безусловно признаем, что каждый из таких запретов — заповедь «Не делай», как мы разъяснили в предисловии к настоящему сочинению. И в соответствии с принципом Торы, согласно которому, наказание следует только за действие, запрещенное самой Торой, мы исследуем, в каком именно стихе содержится запрет совершать действие, подлежащее наказанию: иногда мы находим этот стих с помощью «13 методов толкования Торы» (см. «2-ой принцип»), и порой запрет скрыт в речении, посвященном совсем другой теме, как мы разъясняли в предисловии.
А «обобщающим запретом» речение является только в том случае, если кроме него в Торе нет иных упоминаний или намеков, что данное действие запрещено, как мы объяснили в «9-ом принципе». Но если нам уже известно из другого стиха, что Тора предостерегает нас от данного действия, — например, сказано, что совершающего такой-то поступок постигнет такое-то наказание, тогда, независимо от того, выражен ли сам запрет прямо или намеком (и выводится с помощью «13 принципов»), выражен ли он в отдельном речении или скрыт в речении, запрещающем несколько разных действий, — в любом случае, речь идет о самостоятельной заповеди. Пойми это, ведь существует еще множество заповедей подобного рода.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?