Из цикла «Книга заповедей. Запретительные», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Запреты, Гер, Народы мира, Рамбам, Смешанный брак, Моав, Амон
51-я заповедь — запрещение предоставлять идолопоклонникам возможность поселяться в нашей стране, чтобы мы не переняли их ереси. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Да не живут они в земле твоей, а то введут тебя в грех против Меня» (Шмот 23:33). И если идолопоклонник желает поселиться в нашей земле, мы не можем допустить этого до тех пор, пока он не откажется от идолопоклонства. Такой поселенец, которому разрешено пребывание в Земле Израиля, называется гер тошав. И сказали мудрецы (Авода зара 64а): «Кто это гер тошав? Тот, кто отказался от идолослужения». Но идолопоклоннику не следует жить среди нас, и нам запрещено продавать ему участки земли или сдавать в аренду, ведь ясно сказали мудрецы (там же 20а): «Не давай им пристанища на твоей земле».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Санхедрин и Авода зара.
52-я заповедь — запрещение вступать в брачные отношения с представителями народов, отвергающих Б-га. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не роднись с ними» (Дварим 7:3). Тора поясняет, что значит «не роднись»: «своей дочери не отдавай за сына его и его дочери не бери за своего сына» (там же). А в трактате Авода зара (36б) сказано: «Тора запретила связь, подобную брачной».
Но то, какая кара настигает преступившего этот запрет, зависит от обстоятельств самого преступления. Если запрещенная близость происходит на глазах многих, то убивший нарушителя в момент преступления, выполняет этим приговор Торы, — так поступил Пинхас, убивший Зимри (см. Бемидбар 25:1-14). Сказали мудрецы (Санхедрин 81б): «Вступивший в связь с нееврейкой — рука ревнителей веры обрушится на него», — но именно при указанных обстоятельствах: в сам момент близости, происходящей публично, как это было в вышеупомянутом случае. Но если запрещенная близость не происходила публично или если ревнители веры не убили нарушителя в сам момент преступления, он карается каретом (отсечением души).
Однако в самой Торе не сказано, что нарушитель этого запрета карается «отсечением души». Мудрецы спрашивают (там же 82а): «А если ревнители не покарают его, что тогда?». И разъясняют: он карается «отсечением души» — ведь написано в книге пророка (Малахи 2:11-12): «…Осквернил Йеуда святость Ашема… и сочетался с дочерью бога чужого. Отсечет Ашем душу каждого человека, который сделает это…». Сказали мудрецы (там же): «Отсюда видно, что наказывается каретом».
И знай: вступивший в связь с нееврейкой, несмотря на то, что свидетели предупредили его о противозаконности такой связи, согласно закону Торы карается бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Авода зара (36б) и Санхедрин.
53-я заповедь — запрещение вступать в брачные связи с амонитянами и моавитянами, именно с мужчинами из этих народов, даже если они приняли еврейство. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не войдет амонитянин и моавитянин в общину Ашема, и десятое поколение их не войдет в общину Ашема — навеки» (Дварим 23:4).
Преступивший этот запрет карается бичеванием, — т.е. если гер, рожденный амонитянином или моавитянином, вступает в брачную связь с еврейкой, то и он, и она, согласно закону Торы караются бичеванием.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (76б-78б) и в конце трактата Кидушин (74б-75а).
54-я заповедь — запрещение отдалять от себя принявших еврейство потомков Эсава: т.е. нам запрещено уклоняться от вступления с ними в брачные связи. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не гнушайся выходцем из Эдома, ведь он — твой брат» (Дварим 23:8).
55-я заповедь — запрещение отдалять от себя принявших еврейство мицриим (египтян) и уклоняться от вступления в брак с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не гнушайся египтянином» (там же).
Законы, связанные с выполнением двух этих заповедей — запретов отдалять от себя принявших еврейство египтян и эдомитян, разъясняются в 8-ой главе трактата Йевамот (76б, 78аб) и в конце трактата Кидушин (74б-75а, 77а).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»