Из цикла «В кругу великих», темы: Мудрость, Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Государство Израиль, Рав Элазар Менахем Ман Шах
Интересно отметить, что учитель говорил мне множество раз и, как мне известно, говорил также и другим людям, что закон о «национальной службе» не будет приведен в исполнение. На мой вопрос о том, на основании чего он говорит это, наш учитель ответил: «Это не пророческие слова, а открытие (посредством наших уст) путей к осуществлению добра».
Тяжкое предопределение о «национальной службе» действительно не осуществилось. Закон был утвержден, но никогда не исполнялся. Ясно и несомненно, что заслуги великих мудрецов Израиля во главе с нашим учителем и равом из Бриска, которые руководили великим сражением против этого закона, воспрепятствовали проведению его в жизнь.
Постановление о том, что запрет на «национальную службу» относится к числу тех, из-за которых следует «быть убитым, но не преступить», потрясло все общество харедим и объединило его, сделав его подобным «единому человеку с сердцем единым» в решимости отказаться от исполнения этого закона, как было об этом заявлено руководителем «Агудат Исраэль» равом И. М. Левиным и остальными представителями «Агудат Исраэль» в Кнессете: «Наши дочери предпочтут пойти в тюрьму, но не преступить указаний великих мудрецов Торы».
Власти хорошо поняли, что означает на практике постановление, о котором сказано: «быть убитым, но не преступить». Они поняли, что невозможно заполнить тюрьмы Израиля тысячами девушек, и предпочли не приводить этот закон в действие. Также и здесь наш учитель продемонстрировал понимание реальной ситуации, игнорируя предостережения тех, которые утверждали, вопреки его мнению, что даже в нашем обществе, харедим (и тем более у религиозных, не относящихся к харедим), девушки не будут способны исполнить его строгое постановление и не будут готовы быть заключенными в тюрьму.
Позднее, когда правительство потеряло надежду добиться исполнения закона, глава правительства, который был в тот период, Моше Шарет, открыл мне, что Бен Гурион ошибся в оценке положения, выходя на эту войну. «Мы полагали, что после того, как мы достигли соглашения с “Поалей Агудат Исраэль”, мы сможем провести закон. Ведь мы знали, что с “Мизрахи” у нас не будет никакой проблемы, а “Агудат Исраэль” в одиночку не сможет воспротивиться. Если бы мы знали силу великих мудрецов Торы, стоявших во главе борьбы, мы не связывались бы с ними…»
Мне хотелось бы отметить, что в 5737 (1977) году, во время работы над первым коалиционным соглашением («Агудат Израэль») с Менахемом Бегиным, наш учитель р. Э. М Шах потребовал включить в это соглашение пункт, который гарантировал бы, что закон о «национальной службе» не будет задействован. Я выразил перед ним удивление: ведь этот закон уже канул в Лету; никому уже не придет в голову задействовать его, и зачем нужно «дразнить собак»? Однако наш учитель настаивал на том, чтобы этот вопрос был ясно оговорен. Спустя немного лет нам пришлось убедиться в том, насколько прав был наш учитель рав Шах, когда БАГАЦ приказал правительству доложить, почему оно не принуждает к исполнению закона о «национальной службе» девушек из общины харедим. В «Ликуде» это вызвало растерянность; говорили, что невозможно обойти указание БАГАЦа посредством законодательных поправок. Но за отсутствием выбора, поскольку существовало обязательство, явно оговоренное в коалиционном соглашении, правительство согласилось внести в Кнессет поправку к закону о «национальной службе». В ней говорилось, что закон будет задействован только тогда, когда правительство примет об этом специальное решение.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?