Из цикла «Тания», темы: Раби Шнеур-Залман из Ляд, Карет, Душа, Каббала, Тания, Связь с Творцом
Проистечение Б-жественной души и ее нисхождение в этот мир для облечения в тело человека имеет начало во внутренней части и источнике речи, то есть высшего дыхания, подразумеваемого в нижней букве «гей», как указывалось выше. И как сказано: «И вдохнул в его ноздри душу жизни, и стал человек живой душой»[1], «Тот, кто выдыхает с силой, и т. д.». И об этом написано: «Ибо доля Всевышнего — народ Его, Яаков — доля [хевель] наследия Его»[2]. [Яаков здесь] сравнивается с веревкой [хевель], начало которой привязано наверху, а конец — внизу. Буквальный смысл слов «И вдохнул» показывает пример: когда человек сильно выдыхает воздух по направлению к чему-либо — если есть нечто, преграждающее [путь] и прерывающее [течение] дыхания, оно совсем не поднимается и не достигает того места. Точно так же происходит, если есть нечто, преграждающее и прерывающее [связь] между телом человека и высшим дыханием. Но в действительности как в сфере телесного, так и в сфере духовного нет ничего, что могло бы стать преградой для Него, благословенного: «Ведь небо и землю Я наполняю»[3], «…полна вся земля славы Его»[4], «…нет места, где бы Он не был»[5], «…в небесах наверху и на земле внизу нет более»[6], «Он наполняет все миры и т. д.»[7]. Но, как написано у Йешаягу: «Лишь ваши грехи вас отделяют от Б-га вашего»[8]. И причина этого [разделения] — то, что грехи против высшего желания[9] Его, благословен Он, оживляющего все[10], как написано: «Все, что пожелал, Всевышний сделал на небе и на земле»[11] (и как объясняется выше, высшее желание — источник воздействия имени Гавайе подразумевается острием буквы «йод»).
Это и есть наказание «карет» [карат — «отсек», «отрубил», «разрубил»] — отсечена и прервана веревка [поток] проистечения от имени Гавайе, благословен Он, — [поток], который исходил от нижней «гей», как об этом говорилось выше. И как написано в главе «Эмор»: «И истреблена [отсечена, нихрета] та душа предо Мной, Я — Всевышний»[12]. Именно — «предо Мной». А другие грехи, за которые не следует наказание «карет», во всяком случае причиняют ущерб душе, как известно. И это называется «ущербом» [там] от слов — «щербинка на ноже» [пгимат гасакин][13]. Можно это сравнить с толстой веревкой, сплетенной из 613 тонких. Так же и «веревка» проистечения сверху, как говорилось выше, сложена из 613 заповедей. И когда человек нарушает, сохрани Б-г, одну из них, [одна] тонкая веревочка разрывается и т. д. Но и в том, кому следует наказание «карет» и смерть, еще остается впечатление от его Б-жественной души, и вследствие этого он может еще дожить до пятидесяти или шестидесяти лет, но не дольше. (И как написано от имени раби Ицхака Лурии, благословенна его память, в него [в человека] вступает категория, окружающая сверху[14] и т. д., — это неотносимо к физической жизни тела, и речь идет о пятидесяти годах жизни, или в наше время — как об этом говорится далее.)
[1] Брейшит, 2:7.
[2] Дварим, 32:9. Слово хевель имеет также смысл «веревка». В начале стиха («Ибо доля Всевышнего — народ Его») говорится о происхождении души, о том, что она — часть имени Гавайе. Здесь же, в продолжении фразы, говорится о том, каким образом нисходит душа вниз. Намек на это содержится во втором значении этого слова — «веревка», и это объясняется далее в тексте.
[3] Ирмеягу, 23:24.
[4] Йешаягу, 6:3.
[5] Тикуней Зог ар, 51.
[6] Дварим, 4:39.
[7] Зогар, часть 3, стр. 255а.
[8] Йешаягу, 59:2.
[9] Высшее желание — источник заповедей Торы.
[10] Нехемья, 9:6.
[11] Тегилим, 135:6.
[12] Ваикра, 22:3.
[13] Малейшая щербинка делает нож резника непригодным; если он воспользуется таким ножом, мясо не будет кашерным.
[14] Часть души, не связанная с телом непосредственно. См. Тания, часть 1, конец гл. 11.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Бенцион Зильбер
Материалы рассылки
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
«Слова мудрецов в спокойствии слышнее, чем крик правителя…», — учил царь Соломон (Экклезиаст 9:17). Слова, произнесенные в спокойствии, лучше воспринимаются людьми, — поясняет Раши. — … Слова Моисея приняты евреями и сегодня, а указы правителей не исполняются.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина