Из цикла «Словами скрытые миры», темы: Пиркей Авот, Раби Акива, Моше Айзенман
Мишна поставила перед нами «геркулесову задачу». Если בור и עם הארץ никогда не станут стремиться к святости, если для людей категорий ביישן и קפדן вдумчивое изучение Торы остается навсегда недосягаемым, если מרבה בסחורה нечего и думать о мудрости, тогда многие из нас заведомо должны признать себя побежденными. Чаще всего мы просто те, кто мы есть: порождения внешней среды, никогда не боровшиеся с достаточным энтузиазмом, плоды жизни, прожитой с удобной установкой смирения с ошибками и недостатками. Настоящие фундаментальные изменения, даже когда они вероятны, потребуют немалых лет упорного труда. Что же нам пока делать?
Возможно, подразумевается следующее. Мишна призывает нас сочетать в себе качества разных типов. ירא חטא, חסיד, לומד, מלמד и חכם — все имеют право на существование в каждом отдельном случае. Возможно, мишна говорит нам, что, когда нам не хватает гибкости, чтобы одновременно быть «несколькими людьми» (במקום שאין אנשים), быть и тем, и другим, и третьим, как нам бы того хотелось, постараемся хотя бы «быть человеком» (השתדל להיות איש), т.е. оставаться на высоте, не ударив лицом в грязь.
ГИЛЕЛЬ УЧИТ НАС, ЧЕГО НАМ СТОИТ ИЗБЕГАТЬ, И ИЗ ЭТОГО МЫ УЧИМ, ЧТО НАМ ТРЕБУЕТСЯ, ЧТОБЫ СТАТЬ МУДРЫМИ.
ОДНАКО НАМ ЕЩЕ НЕ ЗНАКОМА ПРИРОДА МУДРОСТИ. ЕЕ ИСКРЫ ЕЩЕ НЕ ДРАЗНИЛИ НАС СВОИМИ ЛОЖНЫМИ НАДЕЖДАМИ. ЕЕ ОЧАРОВАНИЕ НЕ ПРИТЯГИВАЛО НАС СО СВОЙСТВЕННОЙ ЕМУ НЕУМОЛИМОСТЬЮ. НАМ УЖЕ ИЗВЕСТНО КОЕ-ЧТО ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ, НО САМА ЦЕЛЬ ВСЕ ЕЩЕ ТУМАННА.
РАБИ АКИВА, УЧЕНИК УЧЕНИКОВ РАБИ ЙОХАНАНА БЕН ЗАКАЯ, УЧЕНИКА ГИЛЕЛЯ, БЕРЕТСЯ ЗАПОЛНИТЬ ЭТОТ ПРОБЕЛ. ТРАКТАТ ПИРКЕЙ АВОТ СОХРАНИЛ ЕГО СЛОВА О МУДРОСТИ.
СО СМЕРТЬЮ РАБИ АКИВЫ ИССЯКЛИ מעיינות החכמה — «ИСТОЧНИКИ МУДРОСТИ» (ТРАКТАТ СОТА 49Б). ХОРОШЕНЬКО ПРИСЛУШАЕМСЯ! УГЛУБИМ СВОИ ПОЗНАНИЯ И НАУЧИМСЯ ЛЮБИТЬ И СТРАСТНО СТРЕМИТЬСЯ К СОКРОВИЩУ, ПОДЖИДАЮЩЕМУ НАС НА КРАЮ НЕДОСЯГАЕМОГО.
Авот 3:13
НАСМЕШЛИВОСТЬ И ЛЕГКОМЫСЛИЕ ПРИУЧАЮТ К БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ. |
שחוק וקלות ראש מרגילין לערוה |
УСТНЫЙ ЗАКОН, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ, — ОГРАДА ДЛЯ ТОРЫ. |
מסורת סייג לתורה |
ОТДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИНЫ — ОГРАДА ДЛЯ БОГАТСТВА. |
מעשרות סייג לעושר |
ОБЕТЫ — ОГРАДА ДЛЯ ВОЗДЕРЖАНИЯ. |
נדרים סייג לפרישות |
ОГРАДА ДЛЯ МУДРОСТИ — МОЛЧАНИЕ. |
סייג לחכמה שתיקה |
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?