Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Строение главы, которую мы читаем на этой неделе, необычно, поскольку в ней, с одной стороны, приведено немалое число законов, с другой — весомую часть своего текста она уделяет описанию конкретных событий, происшедших с евреями в пустыне сразу после получения Торы на Синае. Т.е. она состоит как бы из двух частей — законодательной и событийной, исторической.

Краткое перечисление законов: подсчет населения с помощью монеты в полшекеля; указание изготовить некоторые элементы Переносного Храма; требование соблюдать субботу и т.д. Содержание повествовательной части: Всевышний выбирает Бецалеля и Аолиава руководителями работ по возведению Храма; Моше, находясь на горе Синай, получает Скрижали завета; народ, решив, что Моше не вернется, создает золотого тельца; Моше спускается и разбивает Скрижали; подавление бунта; Моше снова поднимается на гору просить о прощении народа; изготовление новых Скрижалей…

О каждом эпизоде этих событий написаны книги, собрано множество рассказов Устной Торы (Мидраши и агадот). Но давайте разберем совсем неприметный, на первый взгляд, стих, посвященный мастеру Бецалелю. Всевышний сказал (Шмот 31:3): «Исполнил Я его духом Всевышнего — в мудрости, разумении и понимании». Не сказано: научил Я его разным ремеслам. Ведь что ему предстояло сделать? Сказано чуть ниже: «Работать по золоту, серебру и меди, (заниматься) резьбой по камням и оправкой, резьбой по дереву». Это еще не весь список. Но сказано только о мудрости, разумении и понимании. Очевидно, что они — главное, все остальное — приложение к ним: кто разумен — тот научится и резьбе по камню. Что это за разумение и понимание? Понятно, что разговор идет о разумении Торы.

Приведем пример. Рассказывают про Бриского рава (раби Йосефа Дова Соловейчика, 1820-1892), что его однажды посетил некий специалист в области грамматики еврейского языка. Пришел он за консультацией и уже через десять минут беседы спросил, какими методами пользуется рав в своем грамматическом анализе. Услышав, что никаких особых методов у рава нет, посетитель удивился: «Я занимаюсь разбором одного стиха годами, а рав сразу дал ответ на все мои вопросы без всякой подготовки? Не может быть!»

— Филологией я никогда не занимался, — ответил рав. — Но знаю, что каждому, кто учит Тору, открыта мудрость всех других наук. Приведу такую притчу. Один человек пришел в магазин и сделал большую покупку. Ее упаковали в коробку, перевязали красивыми лентами (бендлих), ничего за них не взяв. Увидел это другой покупатель и тоже захотел даром получить такие же ленты. Их ему принесли — и попросили полную стоимость! «Почему я должен платить, если только что вышел человек, получивший их бесплатно?» — спросил он. Ему объяснили: «Если купишь товар на такую же сумму, то получишь и бендлих бесплатно»… Так и Тора, — закончил раввин. — Она и есть мудрость. Все остальное в мире — не что иное, как бендлих, сопутствующие веревки и ленты, которые даются в виде бесплатного приложения. Но тому, кто Тору не учит, придется тяжело трудиться в каждом отдельном случае…

Здесь уместна цитата из книги нашего современника, Цви Инбаля, в прошлом известного израильского ученого, члена «Лиги борьбы с религиозным засильем», вернувшегося к Торе. Он пишет: «Вначале при встречах со многими религиозными людьми меня больше всего поражало, что за долгие годы учебы в ешивах они развили свои способности не в меньшей степени, а подчас и в большей, чем выпускники Техниона. Когда разговариваешь со многими из них, начинает казаться, будто эти люди постигали премудрость долгие годы, а их опыт таков, что его хватит на жизнь пожилого и много повидавшего человека»

Мы сказали, что любая мудрость мира включена в мудрость Торы. Но оказывается, есть в Торе такая часть, которая не может быть понятна тем, кто Тору не учит. Вот рассказ великого учителя, раби Моше Исерлиша из Кракова (Рама, 1520-1572), о встрече двух мудрецов древности — греческого философа Платона и еврейского пророка Йирмеяу. Молодой грек, пришедший, как турист, взглянуть на развалины Иерусалимского храма, повстречал старца и задал ему два вопроса: «Может ли мудрец рыдать над разбитыми камнями? Храм уже разрушен, разве подобает сожалеть о том, чего не вернешь?» Вместо ответа пророк спросил, чем он может помочь философу в конкретных вопросах, над которыми тот размышляет. Платон поделился проблемами — и пророк указал на возможные пути достижения решений. Пораженный Платон воскликнул, смертный ли сидит перед ним. «Все мои знания, — сказал пророк, — из Торы, от этих храмовых камней, которые ты видишь. Потому я и плачу, что Храма больше нет. Но на второй вопрос (можно ли сожалеть о том, чего не вернешь) отвечать не буду. Кто не занимался Торой, тот не поймет ответа»… Говорят, услышав эти слова, сел Платон на камни и горько заплакал.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?